Витраж что это: Что такое витраж? Какие бывают витражи? Устройство витражей и чем отличается витраж от окна?
Что такое витраж? Какие бывают витражи? Устройство витражей и чем отличается витраж от окна?
Термин «витраж» означает, процесс объединения различных частей цветного стекла. Витражами называют своеобразные картины, обладающие прозрачностью, имеющие рисунки, узоры.
Выполняются витражи из стекла или непосредственно на стекле. Цвет витража образуется путем добавления солей металлов в процессе производства стекла.
Витражные картины, как правило, устанавливают так чтобы проходящий сквозь них свет показывал всю его красочность. Например их устанавливают в дверных проемах, окнах либо фонарях.
С течением времени понятие витраж приобрело более широкий смысл. Сейчас витражами называют также декорирование фонарей, куполов, и особых художественных изделий.
Витражи используются не только в целях придания помещению неповторимости, но и для некоторой изоляции первых этажей от постороннего взгляда.
Какие бывают витражи?
Существует множество видов витражей, это неполный перечень разновидностей витража:
- Мозаичный: обычно имеет геометрическое строение одинаковых по раз меру элементов;
- Наборный: делается с помощью вырезаемых элементов из стекла;
- Спечной (фьюзинг): изготавливается путем запекания разного цвета элементов стекла;
- Расписной: выполняется путем расписывания стекла специальными красками;
- Травленый: изготавливается с помощью техники травления;
- Паечный: небольшие кусочки стекла запаиваются в свинцовую оправу, а затем спаиваются между собой;
- Фацетный: очень прочный вид витража.
Он используется для межкомнатных дверей;
- Комбинированный: изготавливается путем сочетания нескольких видов витражей, изготовленных разными приемами;
- Кабошон: способ дополнительного нанесения объемной вставки из прозрачного стекла;
- Витраж с узором «Мороз»: изготавливается с помощью столярного клея и желатина;
- Нацвет: изготавливается путем горячей обработки, когда на толстый слой стекла напаиваются более мелкие цветные элементы.
Устройство витражей
Витражи изготавливаются различными способами:
- Классические: это самый дорогой способ, также он очень трудоемкий. Для его создания из цветных стекол вырезаются элементы картин и затем обрамляются специальной свинцовой рамкой. После этого подготовленные таким образом части картины припаиваются к другим элементам. Для создания достойного витража необходимо запастись большим количеством разнообразного цвета стеклами.
- Витражи с добавлением деревянных контурных элементов: этот вид поражает своей оригинальностью.
Используется для интерьера веранд либо на деревянных дверях. Изготавливается путем поперечного распила дерева вместе с большим количеством веток. После обработки этот распил вставляется раму и затем пустоты заполняются стеклом разного цвета.
- Имитация витража изготовленного классическим способом: элементы цветного стекла наклеиваются на полотно прозрачного куска и между элементами прокладывается свинцово-оловянный припой.
- Витражи с использования лака для контура: самая дешевая техника. Первоначально с помощью лака формируются специальные бортики. После их высыхания пространство между ними заливается особой краской.
Чем отличается витраж от окна?
Главное отличие окон и витражей заключается в том, что витраж может иметь большую остекленную площадь. В некоторых случаях витражи изготавливаются для имитации стены.
Вид витража, когда заполняется место высотой в один этаж называется – витрина. Изготавливается такая витрина из крепких модулей и несколько слоев стекла. Количество слоев стекол зависит от климатических условий, а также от качества среды помещения.
В некоторых случаях создаются особые проходные конструкции витражей и витрин, когда человек может пройти по пространству между двух витрин. Для этого создается специальный проем для возможности войти внутрь.
Такие конструкции могут устанавливаться начиная с первого этажа, но не ниже чем 30 сантиметров от поверхности земли. Чтобы устранить нежелательный эффект блика используются специальные средства, либо производят установку с наклоном от 10 до 15 градусов.
Смотрите также:
Много интересного о витражах на стекле своими руками.
Технология изготовления витражей – полезная информация тут http://mrokna.ru/vitrazhi/tehnologiya-izgotovleniya-vitrazhey.html
Витражи в интерьере квартире – советы специалиста смотрите здесь
Создание объектов витража требует точности и мастерства. Но в результате может получиться очень интересный объект.
А также смотрите видео урок, о том как сделать витраж из стекла:
Твитнутьсуть, разновидности витражей, история развития. Самые известные витражи мира с примерами на фото
Витраж (от французского vitre — «окно») — это произведение монументального искусства в виде установленной в оконный проем прозрачной композиции из кусочков разноцветного стекла. Витражи представляют собой важную декоративную составляющую архитектурного сооружения и часто используются для украшения храмов.
Витраж, в отличие от обычного окна, не только пропускает, но и окрашивает в разноцветные оттенки солнечный свет. Яркая и красочная картина из цветных стекол при естественном освещении создает внутри здания особую атмосферу, подчеркивает красоту интерьера и оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека.
Виды витражей
Витражи могут различаться по нескольким критериям, в том числе по назначению (сфере применения) и особенностям внешнего вида. Но наиболее подробным и распространенным является разделение витражных композиций по технике исполнения на следующие типы:
- Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
- Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
- Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением.
В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
- Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
- Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
- Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
- Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
- Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.
Для декоративного оформления интерьера зданий и помещений также используют различные техники имитации витражей. Среди них наиболее распространены:
- Заливная контурная. Цветными красками художник наносит на стекло сначала рисунок, а затем контур, имитирующий профиль.
- Пленочная. На стеклянный лист аккуратно наклеивают цветную полимерную пленку и тонкие полоски металлической ленты, из которых образуется композиция.
- Накладная. В отличие от предыдущей техники вместо полимерной пленки используют более толстые материалы (обычно — стеклянные пластины).
- Фотопечать. Изображение на стеклянные поверхности наносят с помощью современного печатного оборудования.
Витражи также можно разделить на 3 основные группы по типу изображения:
- сюжетные;
- орнаментные;
- комбинированные.
История витража
История витража по мнению большинства ученых насчитывает более 2000 лет. Наиболее древние образцы этого искусства относятся к античной эпохе. Мозаикой из цветных стекол были украшены небольшие оконные проемы домов богатых жителей Рима. До наших дней сохранились исторические документы, которые свидетельствуют, что на окнах Константинопольского Софийского собора еще в 330 году были установлены разноцветные витражи.
В IV-V веках при строительстве раннехристианских церквей в Западной Европе была распространена практика заполнения оконных проемов тонкими прозрачными алебастровыми пластинами с деревянным профилем — примитивной имитацией витража. Но уже в VI веке для этих целей начали использовать цветное стекло и свинцовый профиль, о чем упоминается во многих средневековых хрониках.
Витражи Аугсбургского Собора, датированные 1065 годом, считаются наиболее древними из дошедших до нас произведениями этого вида искусства. В них использованы прозрачные стекла, окрашенные разноцветными красками.
В Средние века в европейской архитектуре на витражных панно изображали фигуры святых и даже целые сюжеты из Святого Писания. В это же время в исламском мире получили широкое распространение орнаментные витражи в мечетях.
В эпоху Возрождения произошли серьезные изменения в витражном искусстве. Художники стали использовать стеклянные окна в качестве основы для написания картин темперными, а позже и масляными красками.
В период Реформации в Западной Европе происходило массовое разрушение церквей в ходе религиозных войн. Огромное количество старинных витражей были разбиты, а вместо них вставлены обычные прозрачные стекла. Постепенно древние витражные техники были утрачены вплоть до конца XIX века.
Возрождение интереса к витражу произошло благодаря гениальному американскому художнику Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany). Сын знаменитого на весь мир основателя ювелирной компании Tiffany & Co с начала 1880-х гг. увлекся изготовлением из стекла предметов декоративно-прикладного искусства.
Луис изобрел собственную технику витража, которая оказалась чрезвычайно успешной. Вместо свинцовых пластин в качестве профиля для соединения стеклянных элементов он начал использовать тонкие медные полоски, которые приклеивал воском и припаивал оловом.
Новая технология позволила изготавливать из цветного стекла не только витражи, но и великолепные объемные композиции. Огромным спросом у обеспеченных людей начали пользоваться изысканные лампы со стеклянными абажурами.
С начала ХХ века до наших дней постоянно совершенствуются старинные и возникают альтернативные витражные техники. Яркие красочные композиции из мозаичного стекла все чаще используются не только при оформлении храмов, но и в строительстве общественных и коммерческих зданий.
Самые известные витражи мира
К самым известным витражам мира можно отнести десятки выдающихся произведений монументального искусства разных эпох. И все же, стоит выделить шедевральные витражные композиции в следующих зданиях разного назначения:
- Ахенский Собор (Германия) — VIII век.
- Готический Собор Сент-Шапель (Париж, Франция) — XIII век.
- Мечеть Насир аль-Мульк (Шираз, Иран) — XIX век.
- Галерея Лафайет (Париж, Франция) — 1912 год.
- Гранд Отель Сиудад де Мехико (Мексика) — 1968 год.
- Йоркский готический собор (Великобритания) — XIII век.
- Дворец каталонской музыки (Барселона, Испания) — 1908 год.
- Чикагский культурный центр (США) — 1897 год.
- Собор Парижской Богоматери (Франция) — XII век.
Уникальные предметы антиквариата и старинного искусства посетители портала Very Important Lot могут приобрести на арт-аукционах в режиме онлайн. Наш сайт также дает уникальную возможность всем желающим недорого купить картины, иконы и изделия из стекла у современных авторов.
«Витрáж» — происхождение и значение слова
Витражом называют декоративную композицию из стекла или другого материала, который пропускает свет.
В русский язык слово «витраж» пришло из французского. А французский термин vitrage образован от латинского vifrum, что означает «стекло», «прозрачность» и «работающий на просвет».
Витражное искусство появилось несколько тысячелетий назад. Стеклянные изделия существовали еще в Древнем Египте, но расцвет витражной техники случился в эпоху Средневековья. В этот период мастера знали совсем немного красящих пигментов, поэтому преимущественно использовали в работе стекла красного, зеленого и синего цветов, комбинируя и накладывая их друг на друга.
Основой для изготовления витража был предварительный рисунок, который переводили на прозрачное стекло. Изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям.
Подъем искусства витража пришелся на готический период. В это время мастера усовершенствовали технологию и расширили цветовую гамму. Витражи в окнах готических соборов, таких например, как собор Парижской Богоматери или аббатство Сен-Дени, создавали внутри помещения изысканную игру окрашенного света, преображая пространство.
В эпоху Возрождения витраж стал более детальным, а витражные композиции обрели разнообразные сюжеты. Однако в последующих периодах, от барокко до классицизма, его практически перестали использовать.
Новая популярность к искусству витража пришла в конце XIX века, в эпоху модерна. В этот период витражная техника вышла за границы архитектуры: появились настенные картины из стекла, витражами украшали окна в больших домах, декорировали лестничные пролеты, дверные проемы, ширмы, двери шкафов и потолочные вставки.
Одним из самых известных мастеров витражного дела был дизайнер и художник Луис Комфорт Тиффани. Он улучшил способ соединения цветных стекол разной формы: края стеклянных фрагментов мастер обклеивал тонкой медной лентой, а затем сплавлял. Эта технология помогла придать разноцветной поверхности объемный вид.
В России витраж стал популярен в XIX веке. В советское время витражи редко украшали интерьеры общественных зданий, поскольку их ассоциировали с церковным зодчеством. Однако витражные композиции советских художников-монументалистов и сейчас можно увидеть на некоторых станциях московского метро, например на «Новослободской».
Витражи — история и описание игрушки
Витраж своими руками – это отличная возможность для ребенка самому превратить обычное стеклышко в волшебный разноцветный кристалл, сверкающий на солнце, с рисунками причудливых животных и веселыми человечками. Витражи для детей – это композиции из цветных стекол, рассматриваемые как элемент детского творчества. Это прекрасное времяпрепровождение для ребенка и его родителей, а также в итоге получится настоящая картина. Если вы любите экспериментировать, попробуйте создать и сами краски в домашних условиях. Так вы сэкономите семейный бюджет и будете точно уверены, что материалы, которые вы даете малышу, безопасны.
Впервые витражи появились в Древнем Египте, когда готовая стеклянная композиция собиралась из множества раскрашенных осколков. А само понятие «витраж» стало известно лишь в X веке в Германии, и означало оно застекление. В те времена витражи использовались для придания особой атмосферы храмов и были посвящены только религиозным темам. В XII веке стали появляться медальонные витражи, представляющие собой мозаики из цветных стекол разных форм и размеров, которые были неотъемлемой составной частью архитектуры Европы.
В России витражи стали появляться позже, чем в Европе (лишь в XIII веке). В церквях с их помощью украшали окна и внешние стороны фасадов для придания неповторимости интерьера. Широкое распространение витражное искусство в России получило в XIX веке, когда в домах витражи стали заменять обычные стекла. Для создания витражей помимо красок вам понадобятся еще несколько дополнительных вещей. Обычно все это входит в набор по созданию витражей и вам не нужно бегать по магазину и все покупать отдельно. Для создания витража вам понадобится:
- Контур (специальный витражный или для ткани).
- Шаблоны рисунков, сделанные самостоятельно или готовые.
- Прозрачная пленка.
- Готовые пластиковые трафареты.
- Краски
Для начала подготовьте место и поверхность для создания витража. Поверхность (стекло или пленка) должна быть чистой, без жирных разводов. Затем положите шаблон или трафарет под стекло или пленку. Обведите рисунок сначала фломастером, а затем специальным объемным контуром. Это может быть не обязательно черный цвет. Для первого раза можно выбрать менее яркий цвет: серый или коричневый, при желании можно использовать любой другой понравившийся цвет. После того, как ваш контур высохнет, начинается творческий процесс. Заполняйте промежутки краской, можно раскрашивать рисунок, как и кисточкой, так и выдавливать краску из тюбика. Дать вашему будущему витражу полностью высохнуть. Затем по желанию можно покрыть получившийся рисунок лаком. Если вы делали витраж на прозрачной пленке, снимите с нее получившийся витраж и прикрепите его либо на окно, либо на другое подходящее для него место, где солнечные лучи смогут раскрыть всю красоту получившегося рисунка.
Если вы хотите попробовать сделать краски для витража самостоятельно, то для этого вам понадобится всего два ингредиента: клей ПВА и любой пищевой краситель (можно использовать чернила гелиевых ручек). Два ингредиента достаточно просто смешать в пропорциях 4/1, например вы можете взять 2 столовые ложки клея ПВА и смешать с несколькими каплями пищевого красителя. При желании можно регулировать насыщенность получаемого цвета.
Однако имейте в виду, что насыщенный цвет красителя при взаимодействии с клеем осветлиться на тон, так насыщенный синий цвет превратится в голубой, а кроваво-красный в коралловый. Густота красок зависит от консистенции клея, ведь пигмент очень насыщенный и его нужно совсем мало. Раскрашивание витражей помогает развить у детей мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, художественный вкус, фантазию и образное мышление. А закончив работу, витраж можно расположить так, чтобы через него мог проходить солнечный свет. И тогда малыш увидит, как цветные лучи будут преломляться и заиграют неповторимыми бликами.
В наши дни магазины поражают разнообразием наборов для детского творчества. И, конечно, в их число входят витражные наборы, включающие небольшие трафареты с нанесенным или не нанесенным контуром в рамках и набор специальных красок. Для самых маленьких художников трафареты делаются из прозрачной пластиковой основы. Таким образом, можно не бояться, что ребенок что-то разобьет или порежется. Краски также являются абсолютно безопасными и нетоксичными. Сегодня существует множество компаний по производству витражей и витражных красок. В магазинах вы можете увидеть такие бренды, как «Луч» «Колор Кит» или южно корейскую компанию «AMOS».
Витражи – варианты и разновидности
С древних времен витражи используются как элемент украшения зданий. Сейчас многие под этим словом подразумевают рисунок на стекле. Однако настоящие витражи – это композиция, собранная из кусочков цветного стекла, которые соединены между собой при помощи свинцовых перемычек. Именно такие витражи использовались в храмах: ими могли заменить привычное стекло в окнах или дверях. Эти композиции представляли собой как повторяющийся орнамент, так и целые сюжеты с многочисленными изображениями различных героев. Конечно, витражи и сейчас используются для украшения интерьера,причем им можно найти совершенно разное применение. Например, обыграть освещение дома плафоном из витражного стекла или полностью сделать потолок из витража.
Витражи в основном классифицируются в зависимости от техники изготовления. Так, самый древний вид витражей – это свинцово-паяный (классический). Как уже упоминалось, его целостность обеспечивают свинцовые перемычки.
Спечной витраж создается в специальной печи. В ней разогревается до определенной температуры заранее собранная картина из кусочков стекла. Нагреваясь, элементы витража спаиваются в единый пласт стекла.
Витражи Тиффани скреплены тонкой медной лентой. Такой способ соединения изобрел Луи Комфорт Тиффани. Именно поэтому этот вид витража был назван в его честь.
При создании витражей PlasticLead используется сверхпрочный полимер. Им на стекле рисуют контуры. Затем эти ограниченные части витража заливают цветными лаками.
Это далеко не все виды витражей. С развитием технологий появляются новые виды, а способы изготовления других уходят в прошлое.
Несмотря на то, что в витражном деле существовали периоды упадка, его популярность всё же возрождалась вновь и вновь. И это привело к тому, что еще несколько веков назад начали имитировать витражи. Ведь настоящие витражи были не каждому по карману. Так еще с тех времен известны несколько видов имитации витражей, которые используются и сейчас. Чаще всего для украшения используют стекло, обклеенное цветной пленкой с рисунками или узорами, как на витражах. Можно также использовать стекло, украшенное при помощи акриловых красок.
происхождение термина, история витража, витраж и мозаика
Происхождение термина Витраж
Термин «витраж» происходит от французского слова «vitre» (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.
Витраж и мозаика
Витраж, точно так же как и мозаика, основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Так же, как и мозаика, витраж своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов.
Наконец, аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Там и здесь это — цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном — прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж — проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает БЫСОКИМ коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом — главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и инымивидами живописи.
Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые мы наблюдаем в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.
Век витражного искусства в два-три раза короче века мозаического. Тем не менее исторические судьбы этих двух жанров монументальной живописи сходны между собой. И мозаика и витраж получили наибольшую распространенность в период средневековья и, достигнув апогея своего совершенства в эпоху Возрождения, стали быстро утрачивать значение как самостоятельные ветви прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры.
Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике.
История витража
Познакомимся теперь с историей витражного искусства. Начнем с технологических вопросов. Вполне понятно, что развитие витража, точно так же как и мозаики, должно было идти в ногу с успехами стеклоделия.
Однако в мозаике требования к стеклу были очень скромными. Достаточно было иметь небольшие куски разноцветного непрозрачного стекла любой формы, раскалывая которые молотком, как это делалось с природными камнями, художник получал нужные ему кубики для набора картины. Варить цветное стекло в кусках небольшой величины люди научились очень давно, и стеклянная мозаика получила возможность широкого распространения еще в конце старой эры летосчисления.
Требования витража к стеклу
Требования витража к стеклу значительно более строгие. Во-первых, стекло должно быть прозрачным, а прозрачность была достигнута значительно позже. Во-вторых, нужно было иметь стекло в виде сравнительно тонких листов, что люди научились делать только в начале средних веков, да и то на первых порах еще очень неискусно: стекло получалось неодинаковым по толщине, с шероховатыми поверхностями и в листах очень небольшой величины.
Монах Теофил в своем известном труде, написанном в XII в., дает довольно подробное описание современного ему метода изготовления листового стекла, не указывая, к сожалению, времени изобретения этого метода.
Наиболее древняя техника витража представлена в окнах христианских базилик в первые столетия средневекового периода. История не сохранила нам ни одного из редкостных памятников такого рода, но по некоторым литературным источникам мы можем догадываться, что это был примитивный набор из разноцветных кусков стекла разной величины и неоднородной толщины, образовывавший рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись, по-видимому, при помощи замазки в прорезях деревянных, мраморных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.
К этому времени люди уже научились варить прозрачное окрашенное стекло, но не умели еще придавать ему форму тонкого листа, однако цвета были настолько разнообразны и ярки, что, по свидетельству греческих и латинских писателей IV-VI вв., такого рода окна в храмах производили на посетителей огромное впечатление.
Так, например, Фортунах, епископ г. Пуатье, живший в VI в., в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Один из латинских поэтов VI в. воспевает магическую игру солнечных лучей, проходящих сквозь цветные стекла в окнах храма Софии в Константинополе. Римский поэт Пруденций (IV-V вв.), посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лугом, усеянным яркими цветами.
Значение слова витраж | термин витраж
Значение слова витраж уже давно вышло за рамки энциклопедического понимания. И если раньше витражи использовали исключительно в качестве остекления оконных проемов храмов и соборов, то сегодня витражи можно встретить повсеместно: и в нововозведенных храмах, и в обычных квартирах или офисах, и в окне, и в мебельном фасаде или межкомнатной перегородке. Витраж стал восприниматься как эффектный и эксклюзивный элемент декора, благодаря которому можно преобразить не только любой интерьер, но и изменить атмосферу помещения, наполнив его роскошью и праздничным настроением.
Первоначальное значение слова витраж
Первоначальное значение слова витраж (от латинского vitrum — стекло, и от французского vitre – оконное стекло) подразумевало только декоративное остекление оконного проема орнаментальными или тематическими композициями, выполненными из разноцветных кусочков стекла. Изначально витражи создавались не столько для того чтобы украсить помещение, сколько в силу необходимости, поскольку наши предки не умели изготавливать стекла больших размеров. И только со временем, когда люди по достоинству оценили великую магию разноцветного стекла, окна храмов стали заполняться сюжетными композициями, которые не только завораживали своим величием и смысловой нагрузкой, но и существенно смягчали суровый полумрак готических соборов.
Необходимо отметить, что рождение витража как такового датируется примерно VI-VII вв. нашей эры. Но только в XI веке окончательно сформировалась традиционная технология создания витражей. Естественно, что процесс создания витражей начинался с изготовления цветного стекла. Наши предки изготавливали его из речного песка, поташа, флюса и извести. Варили стекло в сферических печах, а в роли тиглей использовали керамические горшки. В роли красок выступали окислы металлов, которые добавлялись в расплавленное стекло. Такой способ изготовления стекла позволял получить достаточно узкий спектр тонов, а само стекло имело много изъянов в виде различных затемнений, пузырей и неоднородностей цвета. Однако, как это ни покажется странным, именно эти дефекты и придают средневековым витражам особую прелесть.
Довольно часто одна панель средневекового витража состояла из нескольких сотен кусочков разноцветного стекла. Между собой они скреплялись Н-образными свинцовыми полосками. При этом окна достигали шестиметровой высоты, а некоторые окна в высоту достигали восемнадцати метров. Чтобы придать дополнительной прочности таким высоким окнам витраж делили на панели, площадь которых не превышала нескольких квадратных дециметров. В дальнейшем эти панели прикрепляли к расположенной снаружи металлической решетке.
Современное понимание термина витраж
Термин витраж сегодня существенно расширился, благодаря усовершенствованию художественной обработки стекла, и новым техникам создания витражей. Сегодня под словом «витраж» подразумевают просвечивающуюся картину, узор или орнамент, собранный из кусочков стекла (или другого прозрачного материала) или декоративную композицию из цветного стекла (стекла с рисунком), которой можно заполнить окно или дверь, плафон или мебельный фасад, плоскость стены или межкомнатную перегородку.
Некоторые стекла для современных витражей, как и много веков назад, изготавливаются исключительно ручным способом. При этом нередко используются старинные технологии. Современное стекло может быть как глухим, так и прозрачным, однородного цвета или представлять собой смесь различных цветов и оттенков, гладким и с самой разнообразной фактурой, прозрачно чистое и с пузырьками или другими, специально созданными дефектами.
Претерпела изменений и техника изготовления витражей. Конечно же, традиционную технику создания витражей никто не забыл, и она по-прежнему пользуется заслуженной популярностью. Но появилось множество новых техник, которые сделали витраж не только более доступным, но и более многогранным. Например, техника Тиффани, являясь прямой наследницей традиционной техники, сохранив благородство и роскошь средневекового витража, позволила создавать витражи разной формы и существенно расширила сюжеты витражей. А фьюзинг вообще позволил отказаться от металлической протяжки, открыв перед нами качественно новый уровень витражного искусства.
Современные технологии и опыт создания витражей предшествующих эпох не только существенно расширили значение слова витраж, но и открыли перед нами неограниченные возможности витражного искусства. Ведь витраж – это не только непередаваемая игра света на кусочках разноцветного стекла, но и проходящий сквозь витражную поверхность свет, который проецирует изображение на окружающее пространство, наполняя все вокруг пространственными образами. Там, где для достижения пространственного впечатления другие виды монументального искусства прилагают максимум усилий, витражи достигают нужного эффекта минимумом средств. Именно поэтому термин витраж стал синонимом многогранности, эффектности, эксклюзивности, уникальности и красоты.
История витражей, от древнего искусства до современных инсталляций
Сент-Шапель в Париже (Фото: стоковые фотографии от SIAATH/Shutterstock) Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
На протяжении тысячелетий ремесленники черпали вдохновение в блестящем стекле. В любой форме из стекла можно создавать изысканные произведения искусства. Однако, будучи окрашенным, медиум поднимается на новые калейдоскопические высоты.
Хотя витражи часто ассоциируются с окнами и местами отправления культа, они были адаптированы для всех видов искусства, от древних кубков до современных инсталляций. Однако прежде чем мы проследим вековую историю витражей, важно понять ключевые характеристики материала.
Что такое витражи?
«Витражное стекло» относится к стеклу, которое было окрашено оксидами металлов в процессе производства. Различные добавки дают разные оттенки, что позволяет ремесленникам стратегически производить стекло определенных цветов.Например, добавление оксидов меди в расплавленное стекло приведет к появлению зеленых и синих тонов.
Фото: Стоковые фотографии HelloRF Zcool/Shutterstock
После того, как стекло остынет, из него можно собрать предметы декоративно-прикладного искусства. Эти фрагменты могут удерживаться на месте различными материалами, включая свинец, камень и медную фольгу.
История
Древние товары
Витражи восходят к Древней Римской империи, когда ремесленники начали использовать цветное стекло для изготовления декоративных изделий.Хотя полностью сохранившихся витражей этого периода существует немного, кубок Ликурга указывает на то, что эта практика возникла еще в 4 веке.
Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)
Кубок Ликурга — это декоративный стакан для питья, сделанный из дихроичного стекла — среды, которая меняет цвет в зависимости от направления света. При освещении изнутри чашка излучает красное свечение; при внешнем освещении он имеет непрозрачный зеленый вид.
Как ранние римские мастера изготовили такую чашу? Сегодня процесс создания этого произведения окутан тайной. Хотя историки уверены, что золотые и серебряные капли в стекле ответственны за его способность изменять цвет, они полагают, что оно могло быть получено случайно, поскольку никакое другое произведение из дихроичного стекла того времени не имеет такого резкого цветового контраста.
Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)
«Чаша Ликурга демонстрирует недолговечную технологию , разработанную в четвертом веке нашей эры римскими мастерами по стеклу», — объясняет группа искусствоведов в книге «Кубок Ликурга — римская нанотехнология».«Теперь мы понимаем, что эти эффекты связаны с развитием наночастиц в стекле. Однако из-за невозможности контролировать процесс окрашивания было произведено относительно небольшое количество стекол этого типа, и еще меньшее их число сохранилось».
Тем не менее, Кубок Ликурга считается одним из самых важных древних стекольных изделий, а историк искусства Дональд Харден зашел так далеко, что назвал его «самым впечатляющим бокалом того периода, соответствующим образом украшенным, который, как нам известно, существовал».
Средневековые монастыри
К 7 веку стеклодувы начали переключать свое внимание с изделий на окна.Как и ожидалось, эти витражи использовались для украшения аббатств, монастырей и других религиозных зданий, самым ранним из известных примеров является монастырь Святого Павла в Джарроу, Англия.
Созданные, когда монастырское здание было основано в 686 г. н.э., фрагменты этих многовековых окон были раскопаны археологом Розмари Крэмп в 1973 г. Хотя первоначальный состав синих, зеленых, золотых и желтых частей неизвестен, монастырь собрал их. в коллажи, чтобы дать зрителям представление о том, какими красивыми были бы эти окна.
«Когда мы его подняли, это было похоже на подбор драгоценностей, — объясняет профессор Розмари Крэмп в аудиогиде для сайта, — и это все еще дает представление о том, насколько драгоценным он должен был быть».
Готические соборы
В Средние века витражи можно было найти в бесчисленных католических церквях по всей Европе. Однако до XII века эти окна были относительно простыми, небольшими по размеру и обрамлялись толстыми железными рамами. Это связано с тем, что романская архитектура — стиль, характеризующийся толстыми стенами и округлыми формами, — преобладала в архитектурных вкусах.
бон-нотр-дам, Франция (Фото: стоковые фото с сайта lynnlin/Shutterstock)
Однако в 12 веке романский стиль был заменен готической архитектурой . В отличие от романских зданий, церкви и соборы, построенные в этом стиле, демонстрируют интерес к высоте и свету. Этот акцент проявляется во всех аспектах готического дизайна, включая высокие шпили, изящные тонкие стены и, конечно же, большие витражи.
Собор Парижской Богоматери (Фото: стоковые фотографии Вячеслава Лопатина/Shutterstock)
Готические окна обычно бывают двух видов: высокие арочные стрельчатые окна или круглые окна-розетки.В обоих случаях они часто монументальны по масштабу и проработаны до мельчайших деталей — достижение стало возможным благодаря использованию ажурной, декоративной, но прочной формы каменной опоры. Из-за своего размера и сложности готические витражи могли пропускать больше ослепительного света, чем когда-либо прежде.
Исламская архитектура
К 8 веку витражи проникли на Ближний Восток. Магия медиума подробно обсуждается в Китаб аль-Дурра аль-Макнуна («Книга сокрытой жемчужины»), кулинарной книге из цветного стекла, написанной персидским химиком Джабиром ибн Хайяном .
Джабир ибн Хайян Гебер, арабский алхимик (Фото: Wellcome Collection CC BY 4.0)
В этой рукописи Джабир ибн Хайян предлагает десятки «рецептов» цветного стекла и искусственных драгоценных камней. Для автора экспериментирование было ключом к созданию высококачественного стекла. «Первое необходимое в химии то, что вы должны выполнять практическую работу и проводить опыты, ибо тот, кто не выполняет практической работы и не делает опытов, никогда не достигнет ни малейшей степени мастерства», — писал он.«Ученых радует не изобилие материала; они радуются только совершенству своих экспериментальных методов».
В то время стекольная промышленность процветала в Ираке, Сирии, Египте и Иране. Здесь ремесленники переняли и адаптировали древнеримскую среду, используя ее для украшения мечетей, дворцов и других основных элементов исламской архитектуры окнами, богатыми по цвету и сложными узорами. Эти предметы со временем становились все более богато украшенными.
Голубая мечеть (Фото: Stock Photos from Artur Bogacki/Shutterstock)
Историки считают, что творческий подход Джабира ибн Хайяна иллюстрирует исламский подход к практике изготовления витражей.«Мусульманские и немусульманские стеклодувы, работающие в исламских районах. . . были необычайно творческими, — пишет историк Джозеф В. Мери в книге «Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия », — и в соответствии с общей эволюцией исламского искусства вывели это ремесло на новую техническую, технологическую и художественную высоту».
Американское искусство и ремесла
В 19 веке американские мастера превратили древнее искусство витража в современный вид искусства.Этот подход особенно заметен в работах Фрэнка Ллойда Райта , пионера движения «Школа прерий» — стиля архитектуры и дизайна интерьера, который подчеркивает мастерство и связь с природой.
Прозрачные окна с витражами стали неотъемлемой частью интерьеров Райтской школы прерий. Эти акценты материализовались в виде «лент непрерывного стекла» с «геометрическими абстракциями, уникальными для каждого здания, для которого они были созданы», что сделало каждое окно уникальным произведением искусства.
В то же время, когда Райт производил свои окна, другой американский стеклодув успешно переосмыслил древний вид искусства. В 1885 году Луис Комфорт Тиффани основал Tiffany Glass and Decorating Company, нью-йоркскую студию, которая производила эффектные витражи.
Хотя эти когда-то популярные лампы вышли из моды в середине 20-го века, недавно они пережили возрождение и сегодня остаются желанными предметами коллекционирования.
Витраж сегодня
Сегодня современные художники по витражам сохраняют вековую форму искусства. Как и их предшественники 20-го века, эти художники продолжают придумывать новые творческие способы переосмысления древнего ремесла.
Том Фруин, «Kolonihavehus» (Фото: стоковые фотографии Эди Чена Лопатина/Shutterstock)
Используют ли они сверкающее стекло, чтобы украсить горизонт Нью-Йорка, улучшить очаровательную хижину или заставить ботанический сад цвести по-новому, эти художники доказывают, что витражи совсем не устарели.
Статьи по теме:
Изучите древнюю историю мозаики и узнайте, как создать собственное красочное творение
Почему художники используют сусальное золото и как вы можете создавать свои собственные эфирные картины
Изучение фантастической истории горгулий в готической архитектуре
|
Витражное стекло Художники А также надзор за всем производством
процесс, обеспечивающий целостность и правильную пигментацию стекла,
художник (фактически коллектив художников) также отвечал за
дизайн, композиция и эффекты витража. Дополнительные символы или мотивы, идентифицирующие человек или гильдия, которые платили за окно, также обычно включены. Все это требовало тщательного предварительного планирования до начала строительства. Кроме того, для обеспечения оптимального цвета
схемы для витража художник должен был оценить угол, объем
и интенсивность света, прошедшего через него. История окрашивания Стекло Арт Витраж был популярным элементом в
позднесредневековое искусство (ок.1000-1400).
Он появился в эпоху романского
Искусство (ок. 1000–1200 гг.), Прежде чем стать неотъемлемой частью «парения».
Готический стиль в архитектуре
(1150-1375). За это время архитектурные достижения облегчили даже
большие площади стекла и дали большую проработку структуры. Этот
процесс достиг своего апогея в стиле Flamboyant в Европе и
стиль Perpendicular в Великобритании. Золотой век Готический витраж Как уникальная форма религиозного
искусство витража достигло своего апогея в эпоху готики
искусства 12-13 вв. Это развитие стало результатом
инженерного открытия — сводчатая крыша, поддерживаемая не стенами
а по столбам. Научившись строить крышу без стен,
Готический архитектор мог делать с пространством между ними все, что ему нравилось.
столбы, участки, которые до сих пор были заполнены стенами.Открытие
никогда не могли быть созданы в Южной Европе, где один из архитекторов
обязанности заключались в том, чтобы не допускать сильного солнечного света. На Севере ему нужно было все
свет, который он мог получить, и он приветствовал возможность повернуть
новые фиктивные стены в оконные рамы. Небольшие кусочки цветного прозрачного
стекло, скрепленное узкими полосками свинца, служило отличной основой для
цветное украшение, но не способные создать реализм. Эта проблема
был одним из узоров и цветовой организации с минимумом репрезентативных
точность или повествовательный интерес. Естественно иконографию сохранить не удалось
вон, потому что этого требовала церковь, но не чувствуется, что витражи
мастера тринадцатого века относились к своим иконописным обязанностям очень
серьезно.Нельзя считать окна Шартра иллюстрированным
Библия, как это легко можно сделать в случае с современной мозаикой.
искусство в нартексе собора Святого Марка в Венеции.
|
Как работает витраж | HowStuffWorks
Хотя стекло само по себе является естественным веществом и имеет вариации цвета из-за примесей, искусственное стекло, вероятно, впервые было создано случайно в результате высоких температур, используемых при изготовлении керамики.Чтобы сделать стекло, кварц и другие материалы расплавляются и сплавляются вместе. Кремнезем (песок) плавится при температуре 3000 градусов по Фаренгейту (1650 градусов по Цельсию), что требует использования теплицы или печи [источник: Вальдеперес]. Составы или рецепты витражей могут варьироваться от художника к художнику, но всегда включают кремнезем и такие вещества, как борная кислота, известь, каустическая сода и поташ, чтобы укрепить, стабилизировать и помочь ингредиентам витража плавиться однородно при более низкой температуре, чем один кремнезем. .
Краситель добавляется к расплавленному кремнезему с использованием измельченных оксидов металлов. После того, как эти красящие вещества были добавлены в расплавленное стекло или каплю, его подвергают повторному обжигу. Затем с цветным стеклом можно манипулировать любым количеством различных способов для достижения определенного результата, например, формировать или текстурировать.
Эти методы производства изменились за последнюю тысячу лет, были утеряны, заново открыты и усовершенствованы. Несмотря на то, что в искусстве стеклоделия до сих пор хранятся тщательно охраняемые секреты, которые каждый художник защищает, есть несколько основных методов создания стекла, на которые мы должны обратить внимание: с помощью паяльной трубки для создания стеклянного цилиндра, который затем разрезают и медленно отжигают или охлаждают.Это старомодный способ манипулирования стеклом, который существует уже почти тысячу лет [источник: Вальдеперес]. Поскольку толщина стекла неоднородна, готовый стеклянный лист имеет вариации цвета и небольшие дефекты, такие как наличие пузырьков. Выдувное стекло производится меньшими партиями, чем другие процессы производства стекла, и является одним из самых популярных видов цветного стекла.
Столовое стекло — Столовое стекло, известное как «кафедральное стекло» и «катаное стекло», создается путем нанесения расплавленного стекла на металлическую рабочую поверхность, а затем скатывания его в лист.
Текстурированное стекло — Созданное прокаткой, текстурированное или прессованное стекло изготавливается аналогично столовому стеклу, но при охлаждении на стекло наносится характерный рисунок или текстура. Результат менее прозрачен, но улавливает свет уникальным образом.
Блестящее стекло — Одним из исторических недостатков ярко окрашенного стекла была его непрозрачность. Флеш-стекло было разработано, чтобы решить эту проблему. Прозрачное стекло покрывали цветным стеклом, изначально красным, а затем охлаждали.Получившееся стекло представляло собой сэндвич из прозрачного стекла между двумя очень тонкими слоями красного стекла. Этот шпон был красочным и очень прозрачным. Затем красный цвет можно было отшлифовать или удалить кислотой, чтобы создать разные оттенки.
Формованное стекло — Стекло также может быть изготовлено с использованием формы для создания форм и характерных концентраций цвета. Так создаются рондели и кабошоны из художественного стекла.
Существует также ряд других видов художественного стекла, используемых в витражном оформлении.Опаловое стекло и интерпретирующее стекло, как и стиль, разработанный Луи Комфортом Тиффани в его знаменитых декоративных проектах, также популярны благодаря своему уникальному внешнему виду и преломляющим качествам.
Далее мы рассмотрим инструменты, используемые для изготовления витражей.
Как делают витражи?
Когда вы слышите слово «искусство», что вам приходит на ум? Вы думаете об известных картинах? Как насчет общественных произведений искусства, таких как скульптуры? Возможно, вы думаете о своих собственных творениях, которые крепятся к передней части холодильника с помощью магнитов?
Как насчет зданий? Вы когда-нибудь приравнивали архитектуру к искусству? Некоторые из самых красивых когда-либо построенных зданий, безусловно, являются произведениями искусства, созданными из камня, дерева и стекла.
Говоря о стекле, одними из самых красивых и художественных элементов старых зданий, таких как церкви и мечети, являются витражи. Эти хрупкие разноцветные стеклянные панели делают гораздо больше, чем просто пропускают свет. Они обладают способностью рассказывать истории и вызывать эмоции.
Создание красивых витражей требует художественного видения и большого мастерства в работе со стеклом и металлом. Это искусство, которое требует огромной самоотверженности и многих лет обучения.Так как же художники-витражисты создавали эти произведения искусства столько лет назад?
Витражи начинались с дизайна. Художник сначала разрабатывал полноразмерные эскизы (называемые «мультфильмами»), которые изображали общую композицию окон, включая формы отдельных кусочков стекла, используемые цвета стекла и детали, которые нужно было нарисовать на стекле. шт.
Когда дизайн был готов, отдельные кусочки стекла можно было вырезать из более крупных кусков цветного стекла.Специальные инструменты, такие как утюги для разделения и утюги, использовались для резки и придания формы кусочкам цветного стекла в соответствии с формами, требуемыми в дизайне.
С кусочками цветного стекла, вырезанными и сформированными, художники затем раскрашивали отдельные кусочки стекла, чтобы получить точные цвета с точными деталями, которые они хотели. Мастера-витражисты использовали стекловидные краски, которые содержали порошкообразные частицы стекла, взвешенные в жидкости.
После того, как они были покрашены, отдельные куски стекла обжигались в дровяной печи, известной как печь для обжига.Частицы порошкообразного стекла в стекловидной краске плавились, в результате чего краска постоянно сливалась со стеклом.
Чтобы собрать отдельные кусочки стекла в готовую панель, они должны были скрепляться узкими гибкими полосками свинца, которые соединялись вместе сплавом свинца и олова, называемым припоем. Наконец, был нанесен полужидкий цемент, чтобы закрепить кусочки стекла внутри свинцовых полос и сделать готовое окно водонепроницаемым.
Хотя это может показаться простым и легким процессом, это не так! У этого процесса было множество вариаций, и талантливые художники могли потратить тысячи часов на создание больших витражей для мечетей и соборов.
Витражное искусство — Материаловедение
С. Сегвич
Хотя происхождение витражей неизвестно, этот вид искусства продолжает украшать церкви, дома, предприятия и рестораны. В витражном искусстве используются кусочки стекла, используемые в мозаичной форме для создания узоров, объектов или сцен в окнах, настенных коврах, лампах и т. Д.
Витражное произведение начинается с рисунка на бумаге. Затем кусочки узора строятся путем надрезания и разбивания листового стекла. После того, как шаблон вырезается из стекла различных цветов и текстур, края куска стекла шлифуются, чтобы создать шероховатую поверхность. Медная фольга с клейкой подложкой затем оборачивается вокруг каждого куска стекла, а затем кусочки оплавляются и спаиваются вместе с помощью паяльника и припоя. Последние штрихи включают добавление патины, проволоки для подвешивания, оснований ламп или подложек для фоторамок.
Стекло чаще всего изготавливается из кремнезема или песка (SiO 2 ), но может также включать безводную борную кислоту и безводную фосфорную кислоту. Поскольку температуры плавления стекол относительно высоки (~1800 o C), добавляются флюсы, позволяющие стеклу плавиться при более низких температурах, что приводит к более экономичным процессам. Флюсы включают кальцинированную соду, поташ и карбонат лития. Для придания стеклу цвета добавляются примеси, такие как пары примесь:цвет, золото (Au): красный, кобальт (Co): синий, серебро (Ag): желтый и медь (Cu): зеленый и красный.Дополнительную информацию об обработке стекла и выдувании стекла можно найти на веб-сайте музея Корнинга по адресу www.cmog.org. И тип, и текстура стекла зависят от примесей и обработки при производстве. Типы стекла включают кафедральное, опалесцирующее, полупрозрачное, полосатое и тонкое. Текстуры стекла включают в себя искусство, барокко, клеевую стружку, чеканку, переливчатое, потрепанное и жидкое стекло. Описания типов и текстур можно найти на веб-сайте витражей AmeriGlas.
Чаще всего используются припои для цветного стекла 60/40 олово/свинец.Проблемы со здоровьем, связанные со свинцом, побуждают полупроводниковую промышленность к разработке новых «бессвинцовых» припоев, и эти «бессвинцовые» припои также можно применять в витражах. Температура плавления свинца составляет 327 o C, а олова 232 o C, однако припой 60/40 имеет более низкую температуру плавления ~160-170 o C. Температуру припоя необходимо регулировать, чтобы обеспечить надлежащее соединение между двумя кусками стекла.
Многие аспекты обработки и состава материалов, используемых в витражном искусстве, необходимо учитывать, чтобы создать красивое произведение искусства по шаблону.
6 интересных фактов о витражах
При слове «витраж» сразу же возникают образы соборов, церквей, мечетей, переливчатых цветов, библейские образы и символические мотивы.
Витражное или «художественное стекло» чаще всего используется в местах отправления культа, но его также можно найти в других значительных зданиях, как государственных, так и коммерческих, а также в частных домах. Они действительно создают ощущение исторической ценности, вдохновленное готической областью, когда многие соборы были построены или обновлены красивыми витражами.
Витражи очень декоративны и красочны, даже завораживают (если вы еще не были в La Sainte-Chapelle в Париже и не восхищались его парящими витражами, мы предлагаем вам Google, чтобы мельком увидеть), особенно когда солнечный свет проходит сквозь него. Этот тип остекления обычно используется для возвышения и улучшения внешнего вида зданий.
Изготовление витражей является признанным видом искусства, и многие из многовековых ремесленных навыков, связанных с производством витражей, используются и сегодня.Как вид искусства, изготовление витражей в Англии восходит к 7 веку. Его популярность достигла пика в 12 и 13 веках, прежде чем он потерял популярность в 17 и 18 веках. Тем не менее, 19 век стал свидетелем возрождения изготовления витражей и даже связан с Движением искусств и ремесел.
О витражах ходят довольно интересные факты – их история и способы их изготовления. Вот некоторые из них:
- Цветное стекло получают путем добавления порошков оксидов металлов в расплавленное стекло.Кобальт придает синий цвет, оксид меди — зеленый, золото традиционно используется для получения красного цвета, а марганец придает стеклу приятный фиолетовый оттенок.
- В прошлые века витражи устанавливались в католических церквях, чтобы рассказывать истории из Библии с помощью изображений, а не текста. Это было сделано исключительно для прихожан, многие из которых были бы неграмотными.
- Более половины витражей Англии, сохранившихся со времен Средневековья, находится в Йоркском министерстве. «Великое восточное окно» считается «самым большим средневековым витражным окном в Европе».В прошлом году завершился пятилетний проект реставрации York Ministry и его окон стоимостью 20 миллионов фунтов стерлингов.
- «Витражное стекло» названо так из-за серебряного пятна, обычно наносимого на ту сторону стекла, которая обращена наружу. При обжиге стекло окрашивается в желто-золотистый цвет.
- Во время английской Реформации многие витражи были разбиты и уничтожены в рамках запрета на изображения 1547 года. Фактически все изображения в церквях было приказано убрать.Если бы не этот исторический период, вероятно, сохранилось бы больше витражей.
- Витражи можно чистить с помощью… воды и мягкой губки. Со временем грязь, копоть и нагар (от горящих свечей) могут притупить яркость цветного стекла, поэтому необходима очистка. Если вода малоэффективна, можно использовать неионогенное моющее средство, при условии, что краска была правильно обожжена, прежде чем удалять остатки водой. Однако нельзя использовать абразивные моющие средства.
Мы регулярно сотрудничаем с управляющими объектами и другими сотрудниками, чтобы убедиться, что мы оправдываем и превосходим все ваши ожидания в отношении коммерческой мойки окон, среди других услуг по уборке. На все наши работы распространяется 100% гарантия возврата денег.
Путеводитель по общеупотребительным терминам в области художественного стекла – витражи, расходные материалы и вдохновение!
Опубликовано 9 августа 2019 г.
Это руководство основано на документе, изначально выпущенном компанией Spectrum Glass в 2000 году.
Этот список часто используемых терминов и их краткие описания включают термины, которые относятся к продукции всех производителей художественного стекла, а не только к тем, которые используются в связи со Spectrum Glass. Он написан нетехническим языком для простоты понимания студентом и непрофессионалом и не претендует на то, чтобы быть полностью авторитетным или всеобъемлющим.
Антиквариат –
- Full-Antique: Термин, применяемый к художественному стеклу, изготовленному историческим методом выдувания цилиндров.Мастер выдувает стеклянный цилиндр, который отжигается и охлаждается.
Затем цилиндр надрезается по длине, отделяется, повторно нагревается и складывается в плоский лист. Общие характеристики включают привлекательные линейные бороздки и очень чистую поверхность.
- Нарисованный под старину: (также называемый полустаринным, машинным под старину или новым под старину) Имитация полностью под старину, созданная методом вертикального рисования. Текстурные полосы нанесены механическим способом. Качество отличное, а стоимость ниже полного антиквариата.Типичным примером является GNA (немецкий новый антиквариат).
- Scribed-Antique: Имитация антиквариата, изготовленная методом двойного рулона. Линейные бороздки нанесены на поверхность горячего стекла. Качество отличное, а стоимость значительно меньше полного антиквариата. Представлен Spectrum Glass в 1996 году под торговой маркой Artique.
Artique – ( См. Scribed-Antique , выше. )
Барокко – Машина для изготовления «расширенного» стекла, созданного путем комбинирования стекол несовпадающих составов.Разные стаканы «противостоят» друг другу, когда их перемешивают вместе, создавая художественные трехмерные завихрения. Эксклюзив для Спектрума.
Гнутое (или упавшее) стекло – Стекло, нагретое в печи от комнатной температуры до температуры, достаточно высокой, чтобы вызвать его размягчение и оседание (провисание) в форме или над ней. Готовое изделие принимает форму формы.
Фаска – Холодное стекло (обычно прозрачное, толстое листовое), края которого отшлифованы и отполированы под углом, отличным от 90 градусов.Проходящий свет преломляется и возникает эффект призмы. Доступны фаски различных размеров, форм и геометрических конфигураций (так называемые «кластеры») для включения в изделия из свинцового стекла.
Came – Полосы с желобками из свинца, цинка или другого металла, используемые для скрепления кусочков стекла внутри рисунка. (См. Освинцованное стекло )
Литое стекло – Стеклянный художественный материал, в котором стекло расплавляется или плавится и заливается в предварительно сформированную форму для создания готового изделия.
Соборное стекло – Описывает прозрачное монохроматическое стекло, т. е. одноцветное листовое стекло с гладкой или текстурированной поверхностью.
Catpaw – (метод одновалковой формовки) Текстура поверхности, полученная в результате охлаждения горячего стекла на холодном столе. Внешний вид напоминает отпечатки кошачьих лап.
Confetti – Элементы из стекла толщиной с бумагу, которые могут быть включены в конструкцию из плавленого или выдувного стекла. Также называется «осколки».
Медная фольга – Тонкие узкие полоски медной ленты с клейкой основой, используемые для обертывания краев кусочков стекла, вырезанных по шаблону. После обмотки наносится припой, соединяющий кусочки стекла. Сборка витражного проекта таким образом называется «техникой медной фольги». Луи Тиффани приписывают его разработку.
Crackle – (метод выдувного цилиндра) горячий стеклянный цилиндр погружают в жидкость, что приводит к радикальным случайным трещинам в стекле.Затем цилиндр повторно нагревают и дополнительно продувают, чтобы залечить поверхностные трещины. Полученная поверхность напоминает текстуру кожи аллигатора.
Dalles – Толстые (обычно 1 дюйм) плиты кафедрального стекла.
Dalle De Verre – Среда из художественного стекла, в которой дали разбиваются на кусочки с помощью угольного молотка и закрепляются на эпоксидной основе, чтобы приклеить их в виде декоративного рисунка. Зависящие от большого размера для лучшего внешнего вида, они в основном используются в архитектурных приложениях, таких как церковные стены.
Дихроичный – Неправильное название, но обычно используется для описания стекол, покрытых одним или несколькими ультратонкими кристаллическими слоями прозрачных оксидов металлов, предназначенных для усиления отражения при определенных длинах волн света. Процесс происходит в вакуумной камере при повышенных температурах. В результате получаются поразительные и блестящие цветовые отражения под разными углами падения.
Стекло для драпировки – Стеклянные листы с многочисленными драматическими складками, похожими на те, что на висящих драпировках.
Блеск – Стекло одного цвета с очень тонким слоем стекла другого цвета на одной стороне. Мигающее стекло часто используется для травления или пескоструйной обработки стекла. Когда участки тонкого цветного слоя удалены, другой цвет просвечивает.
Флюс – Химическое вещество (жидкость, гель или паста), используемое для облегчения растекания припоя и предотвращения образования оксидов во время пайки.
Фритта – Молотое стекло с размером частиц от гравия до тонкого порошка.Фритта иногда используется в качестве сырья в производстве стекла, а иногда в качестве красителя или для декоративного эффекта в ремеслах с горячим стеклом, таких как выдувание и плавление.
Плавленое стекло – Стеклянные формы, полученные путем помещения различных кусков стекла в контакт друг с другом в расположенном порядке, а затем их обжига в печи при температуре, достаточно высокой, чтобы сплавить их в один кусок стекла.
Трещины и стримеры – В одновалковом процессе (см. Методы формирования листа ) стеклянная стружка или осколки (трещины) и/или стеклянная нить (стримеры) размещаются на литейном столе до того, как стекло выливается и таким образом вдавливается в стеклянный лист по мере его формирования.
Глоб – (см. Самородок )
Клей-чип – Текстура, создаваемая на поверхности холодного стекла путем нанесения горячего клея животного происхождения и высушивания в условиях контролируемой температуры и влажности. Когда клей высыхает и сжимается, он образует на поверхности стекла естественный и привлекательный узор, похожий на иней на оконном стекле.
Золотисто-розовый – Общее название цветных стекол розового/клюквенного/фуксиевого цветов, для которых в качестве красителя требуется оксид золота.
Листовое стекло ручного литья – Листовое стекло, изготовленное методом одиночного рулона (см. Листовое стекло – Методы формовки ).
Радужный – Слой оксида металла прикрепляется к поверхности горячего стекла сразу после формирования листа, что приводит к цветному мерцающему эффекту.
Драгоценный камень – Кусок стекла, вырезанный и ограненный или отлитый под давлением в геометрическую форму, подобную драгоценному камню. Часто включается в произведения искусства из свинцового стекла.
Свинцовое стекло – (1) Кусочки листового стекла, соединенные вместе металлическими полосами, обычно из свинца, называемыми «кам». Припой наносится на стыки деталей, чтобы склеить их вместе. (2) Стекло, содержащее свинец в качестве исходного материала (например, «свинцовый хрусталь»).
Мозаика – Изображение или декоративный рисунок, сделанный путем укладки небольших цветных кусочков стекла или керамического материала на поверхность с использованием цемента или цементного раствора в качестве связующего вещества.
Пятнистое стекло – (см. Кольцевая пятнистость )
Самородок – Небольшой стеклянный шарик неправильной формы, плоский снизу и закругленный сверху.Самородки изготавливают, буквально капая небольшое количество расплавленного стекла на плоскую поверхность. Часто называемые «шариками», они часто включаются в произведения искусства из свинцового стекла.
Опаловое или опаловое стекло – Говорится о любом стекле, в которое на стадии сырья был введен материал (обычно фтор или фосфор), который вызывает определенную степень кристаллизации, создавая непрозрачность в стекле. Отраженный свет бесцветен, поэтому белый. Степень непрозрачности (и «белизны») варьируется в зависимости от состава и температуры, используемых в производственном процессе. Белое стекло обычно называют «опалом».
- Сплошной цвет Опаловое стекло: Стекло, окрашенное и кристаллизованное, образующее лист одного цвета, более непрозрачный, чем собор. Иногда его называют «опаловым» стеклом.
- Смешанное опаловое стекло: Белое стекло (опал) смешивается с одним или несколькими другими цветами стекла для создания пестрого, многоцветного листа. Светопропускание зависит от состава. Также называется «пестрой опалесцирующей», иногда «полосатой».
Окрашенное стекло – Стекло, на которое для иллюстрации или декоративного рисунка были нанесены специальные краски (содержащие фритту), а затем нагрето в печи до температуры, достаточно высокой, чтобы пигменты навсегда сплавились с поверхностью стекла. Современная версия оригинального средневекового «витража».
Pate de Verre – Художественный стеклянный материал, в котором для декоративного рисунка насыпают порошкообразные стеклянные фритты, а затем обжигают в печи.
Reamy – Описание полностью антикварного стекла с волнистой, неровной поверхностью.
Стекло с кольцевыми пятнами – Опаловое стекло, в котором скорость роста кристаллов контролируется для создания кольцеобразных областей непрозрачности. Эффект визуальной крапчатости поверхности.
Рябь – Текстура поверхности, часто эффектная, состоящая из линейных или неравномерных волн. Создается естественным путем в одних процессах формовки листов, в других имитируется с помощью валика для тиснения.
Рондель – Кусок стекла, выдутый вручную, которому придали круглую форму, часто неправильную.Иногда включается в произведения искусства из свинцового стекла. Распространены машинные факсимиле, называемые «прессованными ронделями».
Стекло с потертостями – Стекло, в котором находятся пузырьки воздуха. Воздух или газ вводят в расплавленное стекло перед формованием листа.
Оползень – (см. Гнутое стекло )
Припой – Плавкий сплав, обычно оловянно-свинцовый, используемый для соединения металлических деталей или акт его нанесения. Используется для соединения металлов как в технике свинцовой, так и в медной фольге при изготовлении витражей.
Витражное стекло – Обычно используется для описания любого цветного плоского стекла или любого предмета, сделанного из такого стекла, соединенного металлическими полосами. Первоначально этот термин применялся к цветному или прозрачному плоскому стеклу, вырезанному по рисунку художника, детали которого были нарисованы кистью или пигментом. Затем кусочки стекла нагревали в печи или духовке, чтобы пигмент приклеился к поверхности стекла. Этот обжиг делает окрашенную деталь такой же прочной и долговечной, как и само стекло. Большинство религиозных окон со времен средневековья до этого века были выполнены таким образом, поэтому этот термин стал использоваться сначала для любого архитектурного применения, а затем для любого дизайна из цветного плоского стекла. В настоящее время общепринятым является удобный общий термин для определения искусства, ремесла и промышленности.
Полосатое стекло – Два или более соборных стекла, смешанные вместе, чтобы создать разноцветный стеклянный лист. Некоторые используют этот термин также для описания смешанного опалового стекла, как определено выше.
Стрингер – Тонкие стеклянные нити, наиболее часто используемые при работе с горячим стеклом.
Тераццо – Сочетание мраморной, гранитной, ониксовой или стеклянной крошки в связующем из портландцемента или другого смолистого материала.После отверждения поверхность шлифуют, чтобы обнажить декоративные сколы.
Текстурированные очки –
- Скрученные текстуры: В скрученных стеклах (см. определения ниже) один из формующих валиков имеет тиснение с текстурой, которая отпечатывается на стекле по мере формирования листа. В результате стекло получается гладким с одной стороны и текстурированным с другой.
Распространенными примерами являются «чеканка», «гранит» и «муфель».
- Натуральные текстуры: Любой текстурный эффект, созданный без механического воздействия или рельефных валиков.Включает в себя барокко и жидкое стекло.
- Текстуры из холодного стекла: в эту категорию входят скалывание клея, травление, пескоструйная обработка и любая другая обработка поверхности листа холодного стекла при комнатной температуре.
Жидкое стекло – Эксклюзивное стекло Spectrum Glass. Естественная текстура поверхности, созданная путем растяжения листа горячего стекла, пока оно еще находится в ковком состоянии. В результате получаются нежные перекатывающиеся волны, напоминающие поверхность озера или ручья.
Wispy – Инновация Spectrum Glass. Перемешанное опалесцирующее стекло с тонкими беловатыми вкраплениями, похожими на ленивые следы облаков.
Условия производства стекла
Отжиг – Охлаждение формованного изделия из стекла с регулируемой скоростью изменения температуры с целью снятия теплового напряжения. Соответствующая кривая охлаждения зависит от типа стекла и формованной формы, особенно толщины. Напрямую связано со способностью резать стекло.
Партия – Смесь гранулированного сырья, которую готовят и помещают в плавильную печь для получения данного стекла.Основным сырьем для прозрачного стекла являются кварцевый песок, кальцинированная сода и известняк. Часто используется стеклобой.
Печь непрерывного действия – Стеклоплавильная печь, постоянно заполненная расплавленным стеклом. Введение шихты (сырья) в печь вытесняет существующий расплав стекла и вытесняет его из печи через шахту в процесс формования. Процесс продолжается в течение всего срока службы печи.
Стеклобой – Промышленный стеклянный продукт, разбитый и измельченный при подготовке к повторной переработке в печах.Некоторые производители стекла используют стеклобой из других источников или от переработчиков стекла в качестве основного сырья в своих партиях.
Дневной резервуар – Стеклоплавильная печь, предназначенная для работы в 24-часовом цикле. Партия добавляется в пустую печь со скоростью, которая позволяет ей плавиться должным образом, пока камера печи не будет заполнена. Затем, после соответствующей «варки», расплавленное стекло используется для изготовления продукта. Когда печь пуста, цикл повторяется.
Печь – Неглубокая камера, через которую проходит расплавленное стекло на пути от плавильной печи непрерывного действия к формовочному процессу.Цель этой камеры состоит в том, чтобы позволить температуре стекла упасть от температуры плавления (около 2700 градусов по Фаренгейту) до температуры формования (около 2200 градусов по Фаренгейту для листового стекла толщиной 1/8 дюйма).
Лер – Закрытая камера, через которую проходят формованные стеклянные изделия для отжига.
Горшечная печь – Плавильная камера, в которую помещается один или несколько керамических котелков. Партия подается в отдельные электролизеры через отверстия в стенках камеры, а при плавлении стекло разливается из электролизеров через эти же порты.Каждый горшок довольно маленький. Горшковая печь позволяет плавить несколько разных цветов стекла (столько, сколько есть горшков) одновременно в одной плавильной камере.
Методы формовки стеклянных листов
Типы листового стеклачасто различаются по способу формирования листа. Таким образом, люди говорят о «выдувании», «двойном прокатывании», «тянутом стекле», «флоат-стекле» и так далее.
Метод выдувного цилиндра — (см. Полностью антикварный )
Одновалковый метод – Расплавленное стекло выливается на металлический стол, и с помощью одного металлического валика его расплющивают в лист.Иногда листовое стекло называют «отлитым вручную».
Двухвалковый метод – Расплавленное стекло пропускают между парой вращающихся металлических валков для формирования листа.
Метод вертикальной вытяжки – Расплавленное стекло вытягивается вертикально через щель в большом цельном огнеупорном блоке, плавающем на поверхности стекла. Лер отжига установлен вертикально над вытяжной камерой. Вытянутое стекло, как правило, более чистое, чем рулонное, потому что его поверхность остается нетронутой во время формования.
Флоат-процесс – Расплавленное стекло вытягивается из печи на ванну с расплавленным оловом. В результате получается идеально гладкий лист одинаковой толщины в большом объеме. Сегодня флоат-процесс используется для производства практически всего обычного оконного стекла, отсюда и термин «флоат-стекло». Не используется для производства художественного стекла.
Обычные красители для стекла
Опал (белый) – Фтор и высокое содержание оксида алюминия вызывают кристаллизацию фтора в опал
Прозрачный – Требуется песок с очень низким содержанием железа и отсутствием примесей в других ингредиентах. Кобальт (синий) часто добавляют, чтобы замаскировать зеленовато-коричневый оттенок, возникающий из-за содержания следов железа.
Янтарь – Сера с углеродом.
Зеленый лайм – Оксид хрома.
Изумрудно-зеленый – Оксид хрома с оксидом кобальта и оксидом меди.
Бирюза – Та же основа, что и у изумруда, но с более высоким соотношением оксида кобальта и оксида меди по отношению к оксиду хрома.
Синий – Оксид кобальта и оксид меди.Используя каждый из них по отдельности, можно получить разные оттенки синего.
Фиолетовый – Диоксид марганца.
Желтый – Сульфид кадмия. Соединения свинца.
Оранжевый – Сульфид кадмия и селен.
Красный – Сульфид кадмия с более высоким содержанием селена, чем в оранжевом. Оксид селена. Золотой хлорид.
Фиолетовый – Оксид никеля.
0 thoughts on “Витраж что это: Что такое витраж? Какие бывают витражи? Устройство витражей и чем отличается витраж от окна?”