Ликвидация юридического лица по решению налогового органа – Принудительная ликвидация ООО налоговым органом в 2019 году, основания и сроки
Принудительная ликвидация ООО налоговой
Обновление: 2 августа 2017 г.
Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.
Почему налоговики могут «закрыть» фирму
Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:
- организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
- у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
- организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.
Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.
Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно
Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:
- суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
- у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.
Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.
Как исключают из госреестра
Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.
Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.
Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.
Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.
Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы
С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.
Также читайте:
Федеральная налоговая служба
Шаг 2. Уведомляем инспекцию
В течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации нужно представить в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица уведомление по форме № Р15001. К нему прилагается решение о ликвидации.
Кроме того, уведомление по форме № Р15001 представляется при формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Кроме того, в регистрирующий орган представляется уведомление по форме № Р15002 о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). К нему нужно приложить решение о формировании ликвидационной комиссии.Закон и порядок
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица (форма № Р15001) и уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма № Р15002) утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439. Форма № Р15001 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Документы на ликвидацию можно представить в налоговый орган лично, через представителя по нотариально удостоверенной доверенности, направить по почте или через Интернет.
Внимание!
Подлинность подписи заявителя на уведомлении по форме № Р15001 должна быть засвидетельствована нотариусом. После получения уведомления по форме № Р15001 налоговая инспекция выдает (направляет) расписку.Подлинность подписи лица, представившего уведомление по формам № Р15001, № Р15002, должна быть засвидетельствована нотариально, с указанием паспортных данных и ИНН (если есть). После получения уведомлений по формам № Р15001 и № Р15002 налоговая инспекция выдает (направляет) расписку.
www.nalog.ru
Ликвидация ооо по инициативе налоговой инспекции
Принудительная ликвидация юридического лица применяется по решению суда. Иск о ликвидации предприятия могут подать уполномоченные госорганы при наличии соответствующих оснований.
Возможна ли ликвидация ООО по решению налогового органа?
Закон содержит перечень причин, по которым фирма может быть ликвидирована в принудительном порядке.
Граждане и организации вправе свободно осуществлять разрешенную на территории Российской Федерации деятельность и прекращать ее осуществление в любой момент. При этом законодательно введен принцип недопустимости произвольного вмешательства в чьи-либо дела.
Однако, в ряде случаев возникает необходимость привлечения контролирующих структур к делам физических лиц и организаций.
Действующим законодательством России предусмотрена как добровольная ликвидация юридического лица, так и принудительный порядок закрытия предприятия. Принудительное закрытие предприятия достаточно сложная юридическая процедура, требующая глубоких знаний законодательства со стороны руководства принудительно ликвидируемой фирмы.
Принимая самостоятельную защиту в вашем споре, помните !:- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
- Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
Поэтому для вас работают опытные адвокаты + горячая линия:
- Справа онлайн-чат: опишите ситуацию, чтобы узнать у юриста консультанта, как решить вашу проблему
- Горячая линия для Москвы: +7 499 577 04 24
- Горячая линия по РФ: 8 800 511 38 27
Если ликвидация ИП проходит в упрощенном порядке, в короткие сроки и с предоставлением минимального перечня документации, то закрытие юридического лица сопряжено с многочисленными проверками и длительным разбирательством.
Основания для принудительного закрытия
Обстоятельства, дающие право уполномоченным инстанциям обращаться в суд с иском, перечисляются в Гражданском Кодексе Российской Федерации, а также в некоторых федеральных правовых актах. Фирма может быть принудительно закрыта в случаях:
- Если юридическое лицо создано с существенными нарушениями действующего закона, и эти нарушения невозможно устранить.
- Если фирма осуществляет деятельность, запрещенную законом.
- При признании несостоятельности организации.
- Если фирма осуществляет деятельность, не получив на это официального разрешения госорганов.
- Если организация, созданная для религиозных или общественных целей, осуществляет деятельность, выходящую за пределы целей, для которых была создана.
Перечисленные случаи дают основание для принудительного закрытия юридических лиц любых организационно – правовых форм. Закон содержит еще целый ряд оснований, для ликвидации юридических лиц определенного статуса, предусмотрена принудительная ликвидация ООО, товариществ, фондов, религиозных и общественных объединений с учетом их правовых особенностей.
Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Налоговая служба правомочна подготовить и подать в суд заявление на принудительную ликвидацию предприятия, если обнаружены основания, определенные законом для ликвидации юридического лица. Налоговые органы обращаются в суд в случаях выявления налоговых нарушений, которые фирма допускает в своей деятельности.
К таким нарушениям относятся, в частности, непредставление организацией финансовой отчетности, деятельность без лицензии, недостоверность адреса юридического лица.
Если во время проверки фирмы, использующей в работе кассовые аппараты для расчетов с гражданами, выявлены нарушения, и не исправлены руководством фирмы, при повторном выявлении нарушения налоговый орган вправе обращаться в суд. При условии удовлетворительного решения суда будет проведена принудительная ликвидация организации.
Иные государственные органы, уполномоченные предъявлять иск о ликвидации организации
Кроме налоговой инспекции подать иск, при выявлении нарушений, вправе следующие государственные инстанции:
прокурор обращается с заявлением в суд при выявлении обстоятельств, нарушающих права и законные интересы граждан, также органы прокуратуры имеют право вступить в судебное разбирательство на любом его этапе, если необходимо защитить права и интересы граждан, нарушаемые деятельностью организации.
указанный орган может инициировать принудительную ликвидацию юридического лица, при выявлении осуществления предприятием банковских операций без официального разрешения.
Федеральная Антимонопольная Служба уполномочена на подачу иска в суд, если выявлены факторы, указывающие на действия фирмы, ограничивающие свободную конкуренцию.
закон наделяет регистрирующие инстанции правом предъявления иска при выявлении грубых нарушений при регистрации, или при создании фирмы, если такие нарушения невозможно исправить в настоящий момент и в ближайшей перспективе.
Порядок принудительной ликвидации
Прекращение деятельности организации проходит в строго определенном порядке:
- После принятия решения о принудительной ликвидации уведомляется регистрирующий орган, который, в свою очередь, вносит в ЕГРЮЛ сведения о процессе ликвидации фирмы.
- Назначается ликвидационная комиссия, как правило, из лица учредителей, а если они отсутствуют или уклоняются от проведения принудительного закрытия, судом назначается ликвидатор. С момента утверждения комиссии к ней переходит право по управлению всеми делами юридического лица.
- Информация о ликвидации публикуется в официальном печатном источнике. Размещаются сведения о наименовании организации, дата решения о закрытии юридического лица, ИНН ликвидируемого предприятия, сроки заявления кредиторами требований и условия подачи требований.
- Формируются пассивы и активы предприятия, проводится инвентаризация, устанавливаются кредиторы.
- Происходит выделение из состава других организаций.
- Прекращаются трудовые отношения с сотрудниками.
- Составляется ликвидационный баланс промежуточного вида, в котором указывается размер имущества, список требований кредиторов и результат их рассмотрения. Если сумм на погашение долгов у организации недостаточно, инициируется процесс банкротства.
- Производятся расчеты по долгам с учетом установленной законом очередности.
- Составляется и утверждается окончательный ликвидационный баланс.
- В уполномоченную структуру подается перечень документов, подтверждающих законный порядок проведения принудительной ликвидации и документ об оплате госпошлины.
Правовое положение организации в процессе принудительной ликвидации
Ликвидируемое предприятие до момента его официального закрытия несет все возложенные законом обязанности.
Организация обязана составлять и своевременно сдавать отчеты, платить налоги в полном объеме. Фирма прекращает уплату налогов только после того, как завершены все расчеты с государством, при этом бухгалтерия предприятия обязана вести учет до момента окончания принудительного ликвидационного процесса.
С начала процедуры принудительной ликвидации и до ее окончания юридическое лицо должно соблюдать налоговое законодательство и несет ответственность за его нарушение.
Руководитель юридического лица, в случае нарушения организацией налогового закона, привлекается к ответственности. Когда проводится принудительная ликвидация юридического лица риск выявления нарушений особенно велик, так как налоговые органы проводят проверки на предмет выявления правонарушений.
Принудительная ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции: сроки, условия
Ликвидация обществ с ограниченной ответственностью может проходить не только по инициативе владельцев или по решению арбитражного суда (например, при банкротстве). Правом закрыть ООО в административном порядке может воспользоваться и налоговая инспекция. Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции — нечастое, но встречающееся явление в бизнес-практике. Несмотря на то что налоговая инспекция принимает решение об этом единолично, есть ряд процедур, который должен быть соблюден.
Отчетность и проводки
Принудительная ликвидация общества с ограниченной ответственностью предусмотрена в том случае, если по формальным признакам деятельность не ведется. Статья 21.1 ФЗ 129 говорит о двух основных признаках:
- Отчетные документы, предусмотренные законодательством, не предоставлялись в налоговую инспекцию в течение 12 месяцев.
- На банковских счетах, принадлежащих компании, движение средств отсутствовало в течение 12 месяцев.
Ст. 21.2 того же закона предписывает налоговую инспекцию принять решение о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ.
Таким образом, если инспекторы зафиксируют отсутствие деклараций и бухгалтерских проводок в указанный срок, то сведения о вашем ООО могут быть «подчищены» из Госреестра, что означает закрытие бизнеса.
Однако в 2015 году Конституционный суд признал ст. 21.1 частично не соответствующей основному закону страны. Норму обжаловали предприниматели из Алтайского края. Компания «Отделсервис» инициировала банкротство компании «Лидер» в арбитражном суде. 11 декабря 2013 года последняя была признана банкротом. При этом 12 декабря того же года фискальные органы исключают сведения ООО «Лидер» из ЕГРЮЛ. На основании решения налоговой инспекции суд прекращает процедуру конкурсного производства, и требования кредиторов остаются неисполненными.
Как посчитал Конституционный суд, такая коллизия нарушает права предпринимателей. Несмотря на то что решение было опубликовано в «Российской газете», изменения в 129 закон до сих пор не внесены, однако налоговая инспекция потеряла право ликвидировать компании в административном порядке в том случае, если они находятся в стадии банкротства. Поэтому решение инспекции в аналогичной ситуации придется обжаловать в суде.
Как действует налоговая служба
Налоговая инспекция «отсеивает» недействующие юридические лица на основе следующего алгоритма. Инспекторы создают реестр компаний-молчунов, которые не сдают декларации и другие отчетные бумаги.
По этому списку делаются запросы в банк, а по полученным сведениям анализируется состояние счетов. Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.
Если бухгалтерских проводок нет, а счета пусты, то инспектор принимает решение о предстоящем исключении из Госреестра.
Далее у фискального органа есть три дня на то, чтобы поместить информацию в СМИ. Им по умолчанию служит «Вестник государственной регистрации».
После публикации инспекторы ждут заявлений граждан и компаний, чьи интересы затрагиваются в связи с принудительной ликвидацией ООО. В этом списке может быть и само ликвидируемое ООО. Срок ожидания равен 3 месяцам. Если такие заявления поступили, то процесс останавливается, и дальнейшие разбирательства проходят в соответствующем порядке.
Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе налоговой службы предусмотрена для защиты остальных компаний. Ведь сделки фактически прекратившей работу компанией рискованны и могут принести существенные убытки.
А для того чтобы вашу компанию не вычистили из Госреестра, достаточно подавать нулевые декларации (если деятельность не ведется). Это обезопасит от санкций инспекторов.
zhazhda.biz
Ликвидация по решению регистрирующего органа: юридические услуги
Ликвидация Вашего субъекта хозяйствования инициирована регистрирующим органом? Правомерно ли это? Мы поможем Вам разобраться. А также поможем завершить ликвидацию, ведь принятие регистрирующим органом решения не означает исключения субъекта хозяйствования из ЕГР.
Ликвидация юридического лица может быть осуществлена не только согласно решению его учредителей, но и по решению регистрирующего органа. В данном случае не назначается ни ликвидатор, ни члены ликвидационной комиссии. Также не составляется в обязательном порядке и ликвидационный баланс; не производится публикация о ликвидации в журнале «Юстиция Беларуси». Однако это не означает, что в случае принятия рассматриваемого решения регистрирующим органом субъект хозяйствования автоматически исключается из ЕГР. Учредителям, так или иначе, необходимо сдать документы в архив. А также уничтожить печать надлежащим образом, хоть они и не несут обязанностей органа, принявшего решение о ликвидации. Зачастую вопросы возникают к ликвидируемому таким образом предприятию и у неналоговых бюджетных организаций, например, ФСЗН либо Белгосстрах. Тем не менее, процесс исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, ликвидированного согласно решению регистрирующего органа, протекает безболезненней, особенно в плане сроков.
В соответствии с п. 3.3. Положения о ликвидация (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года, решение о ликвидации юридического лица может быть принято по решению регистрирующего органа в следующих случаях:
1) Неосуществление предпринимательской деятельности в течение года и отсутствия сообщения налоговому органу о причинах неосуществления такой деятельности.
2) Внесение предложения налоговым органом о ликвидации субъекта хозяйствования (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием долга безнадежным и его списанием.
3) Непринятие руководителем некоммерческой организации или собственником (учредителем) мер по смене собственника учреждения, ассоциации (союза) в двухмесячный срок, в случае состояния данных лиц на профилактическом учете за правонарушения.
4) Осуществление некоммерческой организацией деятельности, которая не соответствует целям, которые указаны в уставе.
Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации субъекта хозяйствования на основании представления таких органов, как Комитет государственного контроля, прокуратура, органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговых, а также некоторых других уполномоченных органов. Следует помнить, что решение о ликвидации, принятое регистрирующим органом, может быть отменено только в судебном порядке. Поэтому при желании продолжать деятельность следует своевременно разъяснить компетентным органам причины. По которым деятельность не осуществляется более года. Как правило, данные органы с пониманием относятся к таким случаям. Поскольку решение о ликвидации рассматривается ими скорее как право, чем как обязанность.
Регистрирующими органами признаются органы, указанные в п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года. Ими признаются, Национальный банк – при государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; Министерство финансов – при регистрации страховых организаций; Министерство юстиции – при регистрации торгово-промышленных палат; Администрация СЭЗ – при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в этих зонах; Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка – при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории парка; Облисполком и Минский горисполкомом – при регистрации иных субъектов хозяйствования. Облисполкомы могут делегировать свои полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.
В случае принятия решения регистрирующим органом о ликвидации требования кредитора могут быть заявлены, но обязанности принятия таких требований у регистрирующего органа нет, тем самым интересы кредиторов могут быть не удовлетворены. В тоже время, предъявление требования кредитора после исключения субъекта хозяйствования из ЕГР уже невозможно. Однако в соответствии п. 25 вышеупомянутого Положения о ликвидации кредиторы имеют право в течение трех лет со дня исключения из ЕГР предъявить иски в экономический суд о привлечении учредителей к субсидиарной ответственности.
Тем не менее, нельзя не отметить, что такое положение вещей ущемляет права кредиторов предприятия, ликвидируемого согласно решению регистрирующего органа, по сравнению с кредиторами предприятия, ликвидируемого по решения учредителей. В начальный период действия Декрета Президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года налоговое органы, являясь фактически основными инициаторами процедуры ликвидации по решению регистрирующего органа на практике, пользовались данным правом чаще всего с осторожностью. К «ликвидация» представлялись в основном коммерческие организации, которые не просто не осуществляли деятельности. Но даже не открывали расчётный счёт в банке, ни разу не предоставляли налоговой декларации.
В настоящий же момент решение о ликвидации зачастую принимается при наличии минимальных формальных признаков, при этом судьба кредиторов коммерческой организации мало кого интересует, зачастую не принимается во внимание даже наличие задолженности перед неналоговыми государственными организациями. Думается, что стоит либо ограничить право регистрирующего органа на ликвидацию организациями, которые не вели деятельность с момента создания согласно выписке по банковскому счёту, либо предусмотреть внесудебную возможность отмены данного решения при наличии кредиторов самим регистрирующим органом.
Критическим представляется также то, что регистрирующий орган принимает решение на основании формальных сведений, предоставляемых иным органом, не запрашивая мнения ликвидируемого субъекта хозяйствования, иных заинтересованных лиц. С одной стороны, понятно желание освободить регистрирующий орган от излишней нагрузки, с другой стороны, на практике получается, что административный орган единолично принимает судьбоносное в правовом плане решение на основании сведений, за достоверность которых не отвечает, хоть и добросовестность сведений представленных иным государственным органом и презюмируется.
Статья подготовлена с использованием НПА по состоянию на 19.04.2016.
legaltime.by
Принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом
Ликвидация юрлица заключается в закрытии организации, посредством внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ. После этого компания не имеет возможности вести никакой деятельности. Порядок осуществления подобной процедуры четко регламентирован действующим законодательством. Так, существует добровольная, а также принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом. Стоит более подробно рассмотреть причины и особенности каждого из вариантов.
Виды
Как уже было сказано, есть два типа ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Так, в первом варианте это осуществляется по инициативе руководства организации, а вот во втором – после соответствующего решения суда. При этом делопроизводство начинается после поступления заявления от соответствующих органов власти (Муниципалитет либо ФНС).
После ликвидации организация прекращает свою деятельность
Добровольная ликвидация
Начало такой процедуры происходит по решению руководства организации либо лица, которое уполномочено осуществлять подобные действия. Такая ликвидация начинается с момента вынесения соответствующего решения учредителем компании, с подписанием указа. Важно, чтобы он был должным образом оформлен и не противоречил действующему законодательству. Когда руководство юридического лица вынесло соответствующее решение, требуется в срок не позже 3 дней уведомить об этом налоговые органы.
Дополнительно к уведомлению в ФНС требуется приложить еще и само решение руководства организации о ликвидации. После их получения налоговый орган в ЕГРЮЛ указывает предоставленные данные, выдавая заявителю соответствующее Свидетельство. Важно помнить, что с этого момента руководителям запрещается делать какие-либо изменения либо дополнения в учредительных бумагах. К тому же подобная организация больше не вправе являться учредителем других компаний.
Принудительная ликвидация
Другой вариант закрытия предприятия осуществляется по решению специальных органов, когда для этого присутствует должное основание. Таковым может считаться:
- Ведение некоммерческой деятельности, противоречащей целям, с которыми организация создавалась.
- Грубые либо частые нарушения законов страны.
- Ведения какой-либо деятельности, не имея на это лицензии либо соответствующего разрешения.
- Нарушение закона, допущенные в процессе регистрации компании, имеющие неуставной характер.
При этом указанный перечень не является полным. В определенных законодательных актах также указаны и другие основания, которые могут послужить причиной, из-за чего юридическое лицо будет подлежать закрытию. К примеру, таковым являются нарушения законодательства в области конкуренции либо отсутствие любого движения средств на счетах организации, а также неподача соответствующей отчетности. В результате налоговый орган имеет несколько путей, которыми он имеет право пойти, чтобы закрыть ООО. Это может быть осуществлено посредством судебного решения либо же без такового.
Ликвидация может быть добровольной и принудительной
У ФНС существуют основания исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ, осуществляя это через суд, что говорится в ФЗ №129. Начиная с декабря 2016 года дополнительно указаны ситуации, при которых организацию имеют право исключить из указанного реестра в досудебном порядке:
- У юридического лица отсутствуют собственные средства, необходимые для осуществления процедуры добровольной ликвидации, но при этом есть возможность переложить эти расходы на учредителей компании.
- В случаях, когда в течение 6 и более месяцев в ЕГРЮЛ находится пометка, о наличии некорректной информации, полученной от юридического лица.
Стоит отметить, что ко второму случаю зачастую относятся ситуации, когда были предоставлены неправильные данные об адресе, а также руководителях компании.
Законодательство
Всего же процедура, а также порядок принудительной ликвидации четко расписан целым перечнем федеральных законов:
- №7 – относительно некоммерческих организаций;
- №14 – регламентирующий деятельность ООО;
- №41 – расписывающий порядок работы кооперативов;
- №208 – регламентирующий функционирование акционерных обществ;
- №127 – указывающий на все тонкости процедуры банкротства;
Ст. 61 ГК РФ – четко регламентирует саму процедуру ликвидации.
Кем принимаются решения
Согласно ФЗ-127 решение по закрытию юридического лица имеет право принять целый ряд государственных органов. Стоит рассмотреть основные.
Налоговая служба
Обычно процедура закрытия компании проводится по решению суда. Для этого ФНС при выявлении должных на то оснований отправляет заявление в суд с целью провести ликвидацию. Это делается, когда орган выявил существенные налоговые нарушения, допущенные юридическим лицом в процессе его функционирования. Таковыми является непредставление отчетности о финансовой деятельности, отправка недостоверных данных либо осуществление работы, не имея должной лицензии. Когда при проверке выявлены нарушения в плане использования кассового аппарата, которые в дальнейшем не были исправлены, ФНС имеет право обратиться с заявлением в суд. Эта инстанция примет решение о принудительной ликвидации.
Другие органы
Не считая налоговиков, отправлять исковые заявления в суд вправе также и следующие органы власти:
- Прокуратура. Когда по результатам проверки были выявлены нарушения законодательства либо прав человека, этот орган заводит дело, после чего начинает судебное разбирательство с юридическим лицом.
- Центральный банк. Когда было выявлено ведение банковских операций, не имея на это официального разрешения, ЦБ инициирует процедуру принудительной ликвидации такой компании.
- ФАС (антимонопольная служба). В случае выявления нарушений со стороны организации в области правил конкуренции данный орган подает заявление в суд для закрытия компании.
- Регистрационные органы. Они также обладают правом отправить иск на закрытие юр. лица. Это происходит, если выявлены серьезные нарушения, которые допущены в процессе регистрации и при этом нет возможность их исправить.
Ликвидационная комиссия
Последствием подачи государственным органом заявления суд и принятием соответствующего решения является создание ликвидационной комиссии. После этого в компанию направляется уведомление, где сообщается о её формировании, а также назначении ликвидатора. Налоговый орган в ЕГРЮЛ указывает информацию о том, что была создана такая комиссия. Он же выдает представителю закрываемой фирмы свидетельство, подтверждающее это, и выписку, сделанную из ЕГРЮЛ.
Дальше происходит отправка уведомления банковским организациям, с которыми сотрудничает юридическое лицо, что была создана ликвидационная комиссия. После этого финансовая инстанция проводит переоформление подписи закрываемой компании на председателя комиссии и дополнительно на её члена, отвечающего за ведение бухгалтерской документации в этот период. Обычно в состав такого органа включается руководитель и часть работников фирмы, включая учредителя.
Отменить принудительную ликвидацию вправе только апелляционный либо Верховный суд.
Уведомление работников
О том, что компания будет ликвидирована, всех работников руководство должно уведомить не позже, чем за 2 месяца до предполагаемого момента их увольнения. Дополнительно информация о предстоящем событии также дублируется в территориальное отделение центра занятости. Кроме этого, им же в этот период отправляются данные на всех сотрудников, которые будут уволены в связи с закрытием компании.
Ликвидация проходит в установленном порядке
По действующему ТК РФ организация, подлежащая ликвидации, должна обеспечивать всех своих сотрудников зарплатой, пока не наступит момент их увольнения, после чего выплатить соответствующие выходные пособия. Еще одним важным моментом является обязанность сохранять зарплату работникам в сроки до 3 месяцев, пока они не будут трудоустроены.
Порядок ликвидации
Все действия по процедуре закрытия юридического лица осуществляются в четкой последовательности, установленной законом:
- Как только было принято ликвидационное решение, об этом сообщается в регистрационный орган, который вносит соответствующие данные в ЕГРЮЛ.
- Дальше создается комиссия, занимающаяся процессом закрытия компании. Обычно включает в себя учредителя, а при его уклонении от этого действия суд выбирает ликвидатора. После утверждения состава он получает всю полноту возможностей действовать от лица организации.
- Посредством печатного источника сообщается о предстоящем закрытии юридического лица. В таком объявлении указывается название, ИНН, дата принятого решения, а также сроки, в которые должны подаваться требования со стороны кредиторов.
- Следующим этапом является создание пассивов, а также активов предприятия, осуществляется инвентаризация, после чего выявляются кредиторы.
- Дальше проводится выведения организаций, учредителем которых являлась ликвидируемая компания, в независимые фирмы.
- Увольняются все сотрудники.
- Составляется баланс, имеющий промежуточную форму. В нем содержится перечень имущества, а также список требований, которые выставили кредиторы. Когда размера средств недостаточно, чтобы погасить все задолженности, начинается процесс банкротства.
- Происходит расплата по всем долгам в порядке очередности.
- Дальше подводится окончательный баланс.
- Последний этап заключается в подаче в соответствующие органы списка документов, которые указывают на завершение принудительной ликвидации организации, а также оплаты госпошлины.
Процедура закрытия юридического лица бывает нескольких типов: добровольной и принудительной. Если в первом случае все происходит достаточно быстро, то второй вариант подразумевает длительный процесс, когда происходит создание ликвидационной комиссии, а также назначается временное управление.
fintolk.ru
Ликвидация юридических лиц: с долгами и без
Полное описание
В настоящий момент российским законодательством предусмотрено четыре способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица.Возможность ликвидации юридического лица по инициативе ФНС предусмотрена ст. 64.2 ГК РФ, а порядок – ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, отсутствие хотя бы одной операции по любому банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности (налоговая декларация) в течение двенадцати месяцев, предшествующих исключению юридического лица из реестра, являются основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом одновременное соблюдение всех условий (годичный срок, отсутствие движений по счетам, отсутствие налоговой отчетности) обязательно для принятия решения об исключении юридического лица.
Решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати, вместе с которым публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, после чего такое юридическое может быть ликвидировано только в общем порядке.
При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налоговой инспекции решение собственников организации не является обязательным. Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 1 постановления от 20.12.2006 г. № 67, следует, что юридические лица, имеющие признаки, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут быть исключены из ЕГРЮЛ вне зависимости от того, имеется ли решение собственника о ликвидации такого юридического лица.
Решение налогового органа о признании юридического лица может быть признано недействительным в судебном порядке. Как разъяснено в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17 июня 2010 г. № 891-О-О, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица, деятельность которого связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Основанием для признания решения налогового органа недействительным является несоблюдение требований, установленных в ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 28.04.2014 г. № Ф05-3288/14 по делу № А41-38665/13 суд признал недействительным решение налогового органа о ликвидации общества, указав, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для исключения общества из ЕГРЮЛ, предусмотренные ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку на момент совершения регистрационных действий налоговый орган располагал сведениями об осуществлении обществом своей деятельности. Как разъяснил суд, наличие условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренных законодательством, само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности с другими фактическими обстоятельствами дела.
Другой пример признания недействительным решения налогового органа, нарушавшего процессуальные правила исключения из реестра недействующего юридического лица, зафиксирован в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2014 г. по делу № А75-7621/2013, согласно которому суд признал недействительными действия налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ, указав, что налоговым органом были нарушены правила публикации сведений о принятом решении и порядок внесения записи в реестр юридических лиц. Как указал суд, в нарушение п. 3 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в публикации о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о порядке и сроке направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение.
Стоит отметить, что в большинстве случаев в признании недействительным решений налоговых органов об исключении недействующих организаций из реестра суды отказывают, так как условия и порядок исключения из реестра уполномоченным органом в большинстве случаев соблюдаются.
К примеру, в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.08.2014 г. по делу № А56-27916/2013 суд установил, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, общество не представляло документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций по банковским счетам. Таким образом, руководствуясь положениями ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», суд отказал в признании недействительным решения налогового органа о предстоящем исключении общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Подобные формулировки содержатся во множестве постановлений, к примеру, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2014 г. по делу № А56-65799/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2014 г. по делу № А56-57942/2013.
Основания ликвидации юридического лица в судебном порядке предусмотрены ч. 3 ст. 61 ГК РФ. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
- по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
В законе указано, что перечень оснований для судебной ликвидации организации, предусмотренный в ГК РФ, не является исчерпывающим, а иные основания могут быть предусмотрены федеральными законами.
При этом следует иметь в виду, что при рассмотрении судом подобной категории дел, необходимо учитывать грубость, количество и устранимость нарушений, совершенных юридическим лицом.
Так, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 г. по делу № А78-5799/2012 суд, разъясняя порядок применения абз. 3 п. 2 ст. 61 ГК РФ (ныне действует новая редакция ГК с измененной нумерацией абзацев, однако смысл и содержание остались прежними) и ссылаясь на п. 23 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г., п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 г. № 84, Постановление КС РФ от 18.07.2003 г. № 14-П, отметил, что в рассматриваемом случае общество-нарушитель могло быть ликвидировано в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц. Как подчеркнул суд, юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Закон не возлагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона. Такие нарушения должны быть настолько существенными, что позволили бы суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества.
Ликвидация юридического лица по результатам процедуры банкротства предусмотрена ч. 6 ст. 61, ст. 65 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 149 ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в ходе процедуры банкротства, а именно конкурсного производства, определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника, а согласно ч. 4 той же статьи, с даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным. Таким образом, при завершении процедуры банкротства организации запись в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица вносится после завершения процедуры конкурсного производства и вынесения судом определения о завершении конкурсного производства.
При этом не стоит забывать, что согласно закону требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Чтобы не допустить ущемления прав кредиторов при завершении конкурсного производства, законодательно предусмотрена возможность обжаловать определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства до даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ, в результате чего исполнение определения приостанавливается на срок рассмотрения жалобы. Таким образом, ликвидация организации по результатам завершенной процедуры конкурсного производства для такого лица неизбежна и безальтернативна. Дальнейшее рассмотрение иных процедур банкротства в рамках рассматриваемого вопроса производиться не будет.
Наконец, опишем правовые особенности ликвидации юридического лица по его собственной инициативе. Ч. 2 ст. 61 фиксирует возможность добровольной ликвидации юридического лица, основанием для которой является решение его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Причем с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим. Под обязательствами перед кредиторами в понимании названной нормы подразумевается не только задолженность перед контрагентами, но и обязательства по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.
Так, согласно ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», после принятия решения о ликвидации об этом уведомляется налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации. Лица, принявшие решение о ликвидации организации, также уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. К решению о ликвидации должны быть приложены ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документы, указанные в п. «г» ч. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Налоговым органом, в свою очередь, в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что организация находится в процессе ликвидации. Внесение соответствующей записи исключает внесение каких-либо иных изменений в ЕГРЮЛ, государственная регистрация их изменений не допускается.
Ликвидационная комиссия публикует в «Вестнике государственной регистрации» сообщение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке (не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения) заявления требований его кредиторами. Кроме того, она принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. Последствиями такого «неуведомления», т.е. отсутствия доказательств помещения соответствующего сообщения в определенные законом СМИ с определенной периодичностью, будет невозможность правомерного завершения юридической процедуры ликвидации, возможность признания такой регистрации недействительной в судебном порядке.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица. При этом, если при ликвидации организации ликвидатор нарушил вышеуказанные правила уведомления кредиторов, то добросовестный кредитор вправе оспорить в судебном порядке запись, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц, о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, что, в частности, подтверждается на практике постановлением Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12, определением ВАС РФ от 26.10.2012 г. № ВАС-11925/12, где судом установлено нарушение обязанности ликвидатора по уведомлению кредиторов о предстоящей ликвидации, а также принципа разумной и добросовестной деятельности в интересах ликвидируемого юридического лица и кредиторов.
Отдельно стоит отметить, что при наличии вступивших в силу решений суда и принудительном взыскании задолженности в порядке 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу п.6 ч.1 ст.47 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», при ликвидации должника-организации исполнительные документы направляются в ликвидационную комиссию или ликвидатору, а исполнительное производство оканчивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, при этом все ранее вынесенные судебным приставом-исполнителем ограничения подлежат отмене.
После окончания срока предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором содержится состав имущества, имеющегося у ликвидируемой организации, а также перечень требований как неподтвержденных судебными решениями, так и подтвержденных. Требования, удовлетворенные вступившими в силу судебными решениями, должны входить в промежуточный ликвидационный баланс независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией, а сам промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями или участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В целом, если кредитор полагает, что добровольной ликвидацией организации нарушены его права, он может защитить их подачей в суд заявления к налоговому органу о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации-должника в связи с ликвидацией, а также к ликвидатору об оспаривании его действий в части неисполнения требований законодательства при ликвидации общества.
Кредиторы также могут предъявить иск непосредственно к ликвидатору (ликвидационной комиссии) с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период добровольной ликвидации организации. Анализируя судебную практику, можно сказать, что продолжительное время шансы кредиторов на удовлетворение подобных исков были минимальны. Но с изданием постановления от 04.12.2012 г. № 9632/12 Президиум ВАС РФ сформировал новый подход к указанной проблеме.
Отдельно стоит отметить, что последние примеры из судебной практики все чаще подтверждают, что неуведомление кредитора при добровольной ликвидации – не повод оспорить запись в ЕГРЮЛ, а несоблюдение требования закона об уведомлении кредиторов не считается основанием для признания ликвидации недействительной.
К примеру, позиция ВАС РФ в определении ВАС РФ от 08.07.2008 г. № 8239/08, постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 г. по делу № А21-30/2007, Дальневосточного округа от 26.08.2010 г. № Ф03-5941/2010 и Уральского округа от 18.11.2008 г. № Ф09-8480/08-С4 основана на том, что факт неуведомления кредиторов не означает, что решение о государственной регистрации ликвидации не соответствует закону, и не позволяет признать это решение недействительным. Аргументируя свою позицию, суд говорит, что при наличии непогашенной задолженности кредитор не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы знать о финансовом состоянии своего контрагента. Таким образом, часть судей считает, что кредитор сам должен принимать меры, чтобы иметь возможность предъявить требования ликвидируемому должнику в установленный законом двухмесячный или иной заявленный срок с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации».
Также стоит обратить внимание на то, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным, в результате чего добровольная ликвидация прекращается и начинается процедура банкротства, проходящая в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Следует иметь в виду, что общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если ГК РФ или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила. Названное положение закона вполне логично, так как организация, желающая прекратить деятельность путем добровольной ликвидации, не может быть подвергнута процедуре санирования, наблюдения, внешнего управления из-за того, что действительная воля уполномоченных лиц была направлена именно на прекращение деятельности, которая при недостаточности имущества может быть реализована посредством именно конкурсного производства, за которым также следует ликвидация юридического лица, а не иная процедура. Так, если в процессе добровольной ликвидации будет установлен факт недостаточности имущества, то организация будет ликвидирована уже по результатам завершения процедуры конкурсного производства.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией порядке, установленном ст. 64 ГК РФ, а после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.
Проанализировав судебную практику, скажем, что наиболее типичные варианты злоупотребления со стороны ликвидаторов или организации, находящейся в процедуре добровольной ликвидации, заключаются в: непринятии мер к выявлению кредиторов; неуведомлении кредиторов в письменной форме о ликвидации общества; злостном уклонении от получения требований кредиторов; невключении требований кредиторов в промежуточный ликвидационный баланс; невыполнении установленной ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязанности по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого общества банкротом.
Названные виды нарушений порядка ликвидации юридического лица, за исключением неуведомления кредиторов о ликвидации, свидетельствуют о нарушении положений ст. ст. 61 – 64 ГК РФ, а также ст. ст. 21, 23 Закона № 129-ФЗ, что, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 г. № 11925/12 по делу № А55-15285/2011, в силу абз. 2 п. 6 ст. 51 ГК РФ, является безусловным основанием для признания записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной.
Вместе с тем, для своевременной подачи иска о признании записи в ЕГРЮЛ о ликвидации недействительной кредитор должен действовать осмотрительно и отслеживать через доступные источники информацию о своем должнике. Однако даже в случае пропуска срока на оспаривание решения регистратора о ликвидации должника кредитор вправе предъявить требование к ликвидатору или членам ликвидационной комиссии.
Если процедура добровольной ликвидации юридического лица прошла без нарушений, а запись о ликвидации не оспорена в судебном порядке, то процедура считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, действующее российское законодательство предусматривает четыре основных способа ликвидации юридического лица: по инициативе налоговой инспекции, по инициативе суда, в результате банкротства, по инициативе самого юридического лица. Ликвидация, прошедшая с нарушением процедур, установленных ГК РФ и иными законами, может быть оспорена заинтересованными лицами в судебном порядке, в результате чего запись в ЕГРЮЛ о ликвидации организации может быть аннулирована, а юридическое лицо – восстановлено. При этом истцу необходимо доказать обстоятельства, на которые тот ссылается.
Добросовестные и основанные на законе действия ликвидатора и регистрирующего органа, а также последовательность в действиях кредиторов – залог успешного соблюдения баланса интересов как ликвидируемой организации, так и лиц, перед которыми имеется задолженность.
Жмаков В.А.
Юридическая компания Москва
lex-pravo.ru
0 thoughts on “Ликвидация юридического лица по решению налогового органа – Принудительная ликвидация ООО налоговым органом в 2019 году, основания и сроки”