Японский дизайн – традиции и особенности стиля (35 фото)
традиции и особенности стиля (35 фото)
При выборе стиля оформления квартиры стоит задуматься о том, какой характер будет олицетворять собой интерьер. И если ваш выбор пал на спокойствие, безмятежность и упорядоченность, то японский дизайн интерьера подойдет как нельзя лучше. Единение с природой, минимализм, простота, изящество – именно об этом скажут уютные уголки вашей квартиры.
Немного о происхождении японского стиля
Японский стиль в дизайне интерьеров обязан своим появлением таким факторам, как климат с беспорядочно возникающими землетрясениями, большой плотностью населения, недостатком природных ресурсов, а также мировоззрением самих жителей Японии. К примеру, именно из-за землетрясений стены в японских домах сборные, всегда готовые к перестройке. А помимо функциональности любовь японцев к простору и свободе обусловила отсутствие внутренних стен.
Примерно в 16-17 веке вместе с капитализмом в Японию пришла мода на стильное обустройство жилья. И как ни пытались японцы последовать веяниям моды других стран, философия и взгляд на жизнь способствовали созданию уникального стиля, популярного сейчас повсеместно.
Традиции японского стиля
Человек является частью природы, поэтому старается окружить себя ею. Если у вас нет возможности оформить сад или клумбы, нужно украсить стены пейзажами, а также по возможности привнести в дом жизнь в виде бамбука, небольших деревьев или других растений. Природные материалы используются также в отделке помещений. Аналогом могут стать искусственные материалы, имитирующие камень, солому, бамбук или дерево.
В приоритете спокойная светлая гамма: бежевые, кремовые, песочные оттенки и белый цвет. Также часто используют цвета, непосредственно увиденные в природе: темно-вишневый, темно-коричневый, нежно-розовый. Черный цвет присутствует тоже, но лишь в качестве фона для актуализации более ярких деталей.
Для японца нет ничего важнее самопознания, поэтому даже интерьер дома направлен на это. Минимум предметов, лаконичность форм, «стремление» мебели вниз – все это способствует сосредоточению, поэтому играет значимую роль в интерьере японского дизайна. Вместо стен используются бамбуковые или бумажные на каркасе перегородки. Нет стен, нет дверей и замков.
«И почему японцы так пренебрегают личной жизнью? Как можно жить в комнате без замка? Невероятно. – Дело в том, что японцы умеют уважать чужое уединение.» (с) Мисато Кацураги.
Отделка помещений
Особое внимание в японском дизайне интерьера уделяется отделке. Для преображения своей квартиры вы можете использовать такие материалы, как:
- дерево клена, кири, кедра, суги;
- плиты из камня;
- бамбук, тростник;
- шелк.
Большую художественность стенам придаст комбинирование материалов. Дизайн комнаты в японском стиле подразумевает наличие каменной кладки, которая прекрасно сочетается с обоями, а дерево – с матовой краской. Полы традиционно выкладывают деревом, камнем или галькой. Уют в квартиру также привнесет татами, ковры из грубой нити или камыша.
Мебель в японском стиле
Минимализм ограничивает количество мебели до самой необходимой. В современных квартирах, выполненных в японском стиле, можно увидеть кровать, стол со стульями, диван и пару маленьких комодов. Даже привычных шкафов не встретить в японском интерьере – для этого используются встроенные в стены комбинации. Для хранения вещей в квартирах также могут быть небольшие сундуки, на них можно и сидеть.
Мебель в японском интерьере невысокая. Это позволяет создать ощущение большого простора, а также лучше обеспечивает квартиру естественным освещением. Как и отделка, мебель преимущественно производится из натуральных материалов: льна, кожи, замши или хлопка. Для украшения можно разрисовать простую мебель иероглифами. Это придаст выразительности интерьеру и наполнит предметы душой.
«Не держите дома ничего, о чем вы не можете сказать, что оно полезно или прекрасно». (с) Уильям Моррис
На видео: комната в стиле японского минимализма
Освещение
Искусственное освещение очень сильно может повлиять на облик комнаты. Японцы отдают предпочтение рассеянному свету, используя для этого лампу акари. Она имеет абажур из бамбука и рисовой бумаги. Так как японцы часто обозначают комнаты только уровнем пола или невысокими перегородками, такой вид освещения незаменим. С его помощью освещается только нужная часть помещения, остальная же часть остается погруженной в приятный полумрак.
Аксессуары
Несмотря на философию минимализма, японский стиль допускает аксессуары для украшения дома, ведь любой интерьер должен не только быть функциональным, но и выразительным и изысканным.
Для увеличения сходства с убранством японских домов можно приобрести:
- картины с пейзажами, гравюры;
- набор для чайной церемонии;
- миниатюрные деревья бонсай;
- фонарики;
- посуду из фарфора, вазы;
- фигурки нэцкэ.
Стены можно украсить величественными веерами или картинами. Но традиционно стену должна украшать одна большая картина, чтобы не рассеивать внимание. Однако японцы и аксессуарам определили особое место – нишу в стене. Помимо указанных выше предметов туда можно положить шкатулки, свитки с мудрыми изречениями и интерьерные куклы.
Органично будут смотреться аксессуары, купленные в антикварном магазине, имеющие свою долгую историю. Но можно приобрести предметы из современных японских коллекций и подстроить их под свой интерьер.
Особенности интерьера
Не сведущий в этой культуре европеец немало поразится, возможно, будет чувствовать себя не слишком уютно в гостях у представителя страны восходящего солнца. Ведь традиционный японский интерьер создается с той направленностью, что человек большую часть времени проведет на полу. Поэтому все предметы мебели располагаются для наибольшего удобства при нахождении именно на полу.
Также неординарным по сравнению с западными культурами окажется минимальное количество комнат в доме японца. Ведь многим так привычна хоть какая-то звукоизоляция. Интереса заслуживают погружные ванны – это небольшие, глубокие ванны с местом для сидения. Японцы верят, что звуки льющейся воды способствуют медитативному настроению, поэтому водные элементы здесь немаловажный аспект.
Минимализм в интерьере и особенности японского стиля (2 видео)
Идеи оформления квартиры в японском стиле (35 фото)
dekormyhome.ru
Современные японские дизайнеры | RHZM
Kouichi Okamoto
Куичи Окамото

Студия основана в 2006 году.
До работы в студии Куичи работал в качестве саунд — продюссера (звукорежиссера) в Нидерландах и выпустил несколько аналоговых музыкальных работ с фирмами X-Trax и Re-Run.
Во время пребывания в Нидерландах и других странах Европы, он вдохновлялся работами голландских дизайнеров и начал изучать дизайн и искусство.


Composition chair, 2009
Кресло из единого волокна металлической проволоки. Куичи делал его собственноручно около 6 месяцев.

Liquid lamp, 2008
Два варианта: настольная и бра.

Random , 2005
Сd-диск, проигрывающийся только в режиме random в плеере или аудио системе, 99 треков соединяются и создают бесконечное количество комбинаций. Генеративная музыка.
Color light : DVD, 2005
Диск превращает телевизор в равномерный источник света. Весь спектр цветов проигрывается за 20 минут.

Magnetic field record, 2013
Визуализация силы тяжести. Куичи повесил над листом бумаги стрелку компаса. На одном конце — емкость с тушью. На противоположной — магнит. Емкость опустошается, а линии становятся толще.


Reconstruction chandelier, 2011

Water clock,
2009 Минималистичные часы, на которых время показывается с помощью двух шариков, плавающих по поверхности.
Daisaku Cho
Дайсаку Чо

Дайсаку получил диплом в Токийском университете искусств, после чего долго работал архитектором.
В 1972 основал свое собственное архитектурное бюро. Его первой известной работой были Persimon Chair и Teizaisu Chair (низкий стул) еще в 60-е — классические примеры японского дизайна. Несмотря на свой 90-летний возраст, он активно продолжает свою деятельность.
fumie shibata
Фуми Шибата

Фуми начинала как промышленный дизайнер, а в дальнейшем занималась разработкой дизайна электронных приборов. В числе ее последних работ — дизайн капсульного отеля класса люкс «9h».
Ryosuke Harashima
Рюске Харашима

Родился в 1980 году в Токио. Окончив Kanazawa International Design Institution (KIDI) в 2002 году, начал изучать мебельный и промышленный дизайн в Parsons The New School for Design in New York City в 2003 году. Годом позже он начал работать графическим дизайнером в японском городе Канадзаве. Его вдохновение — возможность микса восточной и западной культуры. Собственную студию Рюске основал в Канадзаве в 2005 году.

Мamakagu, 2012
Модульный шкаф из ящиков

TRAD console, 2011
Новая традиционная культура в представлении Рюске. Сочетание декоративного искусства кимоно и строгих линий современного минималистичного япоского дизайна.


Wall Clock, 2011
Дерево
Timenest, 2009
Часы с золотой рыбкой — представляют собой «временное гнездо».

Palm, 2008
Стеллаж для встроенных ниш в традиционных японских комнатах для гостей.

Time sculpture, 2008
Харашима придал новую форму традиционным японским фонарям.
Time layout, 2008 Каждый куб — это день, час, минута и секунда. Кубики могут быть организованы в соответствии с вашим чувством времени. Нижняя плоскость функционирует как зарядная станция.

Umbrella clock, 2009
Местная пословица гласит: «Даже если вы забыли свой упакованный обед, не забудьте зонтик.» Действительно, в Канадзаве всегда относительно большое количество годовых осадков. Взглянув на часы перед выходом, вспоминаешь о зонтике.

Daisuke Motogi
Дайсуке Мотоги

Дайсуке Мотоги создает креативную и многофункциональную мебель. Он родился в префектуре Сайтама (Япония) в 1981 году. В 2004 году Мотоги закончил Musashino Art University, а собственную студию дизайна Daisuke Motogi Architecture открыл в 2010 году. Помимо функциональности, его работы отличаются лаконичным дизайном.


Sleepy chair,
Прототип

MOMOMO ten, 2013
Дизайн выставки

SOCCER GOAL PAVILLION, 2011
Павильон в форме футбольных ворот. Легкую конструкцию можно передвигать.
ARCHIZINES OSAKA, 2012 ARCHIZINES — передвижная выставка Архитектурной Ассоциации в Лондоне. Выставка посвящена новым книгам в области архитектуры.

FLIP SERIES FUR- NITURE, 2013
Мебель из полиуретана, которую можно переворачивать.


FLIP TABLE, 2013
Обычный стол может стать кофейным, и наоборот.

DESIGN TOUCH, 2012
Дизайн витрин для выставки
Akemi Tanaka
Акеми Танака

Masayuki Kurokawa
Масаюки Курокава

Закончил Waseda University’s Graduate School of Archi- tecture.
Основал Kurokawa Masayuki Architect Studio в 1967 году. Получил множество призов и наград, среди которых Mainichi Design Award, IF prize в Германии, и Good Design Award. Несколько его работ находятся в потоянной коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке, Художественного музея Дервена, и Музея искусств Метрополитен.
Tokujin Yoshioka
Токуджин Йошиока

Родился в 1967 году в префектуре Сага. После выпуска из Kuwasawa Design School в 1986 году, он практиковался под кураторством Сиро Курамато. Продолжил свою карьеру в студии Issey Miyake, для которой и выполнил одну из своих самых известных работ — студийный магазин в Токио. В 1992 он решил продолжить свою деятельность в качестве фрилансера, а в 2000 году он основал свою компанию «Tokujin Yoshioka Design».

Kartel , 2008
стулья для AMI AMI



PRISM glass chair, 2014
Стул из стекла, преломляющий свет, как призма.

TWINKLE, 2014
Стол, преломляющий лучи света. Сделан из пластика. Дизайнер хотел показать новые возможности пластика как материала.
Swarovski,
Lake of Shimmer 2009


Swarovski, Ginza
2006 – 2008 Интерьеры


Swarovski,
Wings of Sparkle
2013


Swarovski, Ginza
2006 – 2008
Tetsutaro Nakabayashi
Тетсутаро Накабаяши

Тетсутаро Накабаяши — арт-директор и промышленный дизайнер. В 1988 он закончил обучение в Kuwasawa Design School, и до 1997 года работал в Product Design Division of Masayuki Kurokawa Architect & Associates. После этого он основал свою собственную студию Tetsutaro Design.

Домашние беспроводные телефоны

SLIMO, 2009
4-х цветная шариковая ручка и механический карандаш в одном флаконе. Диаметр такой ручки всего 12 мм.
BIRDSFOOT-BUG- SEYE,
Подставки для книг «птичьи лапки»

Подставка для дисков
BIRDSFOOT,
светильники в виде птичьих лапок


Noriko Hashida
Норико Нашида

Норико получила специальность промышленного дизайнера в Токийском университете искусств.
В настоящее время в основном занимается дизайном мебели. Всегда старается найти новые, но несложные технически решения.
Masanory Umeda
Масанори Умеда

Масанори Умеда родился в 1941 году в Канагаве. Дизайнерское образование получил в Kuwasawa Design School в 1962 году. В 1967 году переехал в Милан, где проходил практику в проектном бюро братьев Акилле и Пьерджакомо Кастильоне, а после работал в Olivetti. Работая в этой компании, он познакомился с Эттори Соттсасом, который пригласил его принять участие в выставке группы «Мемфис». В 1980 году Масанори вернулся в Японию и сновал U-Metadesign Inc.
Kazuo Kawasaki
Казуо Кавасаки

Казуо Кавасаки родился в Фукуи (Япония) в 1949 году и окончил Kanazawa College of Arts. Работал промышленным дизайнером в Toshiba. В 28 лет он попал в аварию и после этого был вынужден использовать инвалидую коляску. В дальнейшем Казуо разрабатывал складные коляски для инвалидов. Основал свою собственную компанию и сотрудничал с различными компаниями: Apple, Toshiba, Canon, Eizo, Fujitsu, Matsuda, Moriseiki, NTT DoCoMo, Sony. Дизайн Кавасаки не знает границ. Казуо разрабатывал дизайн столовых приборов, стаканов, компьютерного оборудования, ЭЛТ и ЖК-мониторов, ядерных энергетических систем, искусственных органов.
rhzm.hse.ru
Японский стиль в интерьере
Японский стиль в интерьере – это достаточно лаконичный и чёткий стиль, который придерживается довольно строгих правил.
В отличие от других стилей интерьера, где возможна импровизация и замена одних элементов на другие, японский стиль не станет японским без соблюдения этой каноничности.
Но в этом и его простота: зная точный рецепт японского стиля, вы легко создадите идеальный японский интерьер.
Японский стиль в интерьере: особенности
Можно выделить 4 ключевых принципа, характерных для японского дизайна:
- Японский стиль тесно граничит с минимализмом. Однако, что добавляет в него мягкость и изящность, которой нет в минимализме? Это цветочные мотивы и оттенки пастельных тонов.
- Свет, воздух, простор. Лаконичность. Практичность и функциональность. Это значит, что интерьере должно быть только то, что используется хозяином данного интерьера.
- Естественность и природность материалов. Отделка, а также большинство элементов декора сделаны из натуральных материалов.
- Каждый предмет должен быть геометричным и иметь простые формы. Витиеватые формы встречаются только в некоторых элементах декора (настенные панно).
Материалы и отделка в японском интерьере
Итак, вы решили сделать ремонт и вот уже настроились воплотить японский стиль в интерьере. Какие материалы для этого понадобится?
Пол
- Дерево (в основном в коридоре и на кухне)
- Циновка татами. Применяется в остальных помещениях, но под строгим правилом: «квадратики» расположены так, так что углы не должны вместе — это может принести несчастье в дом. Такова примета японцев)
- Камень (или любая имитация)
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Стены
Знаете философию Инь и Янь? Именно по этому принципу создаётся традиционный японский интерьер.
Для стен используются матовые, пастельные тона, для того, чтобы создать контраст с тёмной мебелью, рамками и другим декором.
Важно использовать отделку с природной текстурой:
- ротанг,
- рогожка,
- галька (для ванной)
- бамбук,
- обои с природной текстурой.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить
Вот как это может сочетаться всё вместе на одной стене:
Крайне важно сделать в стене ниши (делается это обычно с помощью гипсокартона). Да, часть помещения съедается, зато именно эти ниши создадут необходимую атмосферу японского стиля, поскольку их будет наполнять красивый и изящный декор.
Потолок
Создание потолка в японском стиле, пожалуй, самое сложное.
Итак, материалы могут быть такие:
- Светлый потолок + тёмные балки по периметру, создающие геометрию пространства – это самый простой вариант.
- Разбиение светлого потолка на квадраты перекладинами (их должно быть немного!)
- Натяжной, многоуровневый
Интерьер в японском стиле: стилизация
В данном параграфе рассмотрим основные составляющие интерьера:
- мебель и текстиль,
- освещение,
- декор и аксессуары.
Мебель и текстиль
Помним о том, что философия японского стиля отражает минимализм, а также практичность!
Именно поэтому в этом интерьере часто отсутствуют комоды, трюмо и обилие тумб. Но это не беда, поскольку вашим услугам! Они как нельзя лучше отражают практичность японского стиля: и посидеть есть на чём, и вещи есть где хранить. А можно использовать вместо журнального столика.
Чтобы сохранить визуальную «чистоту» интерьера, нам нужны многофункциональные предметы и предметы-трасформеры.
Ключевые особенности мебели – это в первую очередь высота. То есть мебель должна быть низкая, в связи с традицией японцев быть поближе к земле и сидеть на полу.
Вторая особенность – геометричность мебели.
- Кровати-фрутоны
- Диваны кубической формы с аскетичной спинкой
И третье — это создание контраста светлого и тёмного.
Основные цветовые характеристики мебели в японском стиле – это либо очень тёмная мебель, либо самая светлая, причём гладкая и почти не имеющая текстуры. Например:
- Тёмный орех
- Чёрный ясень
- Красное дерево
- Самая светлая берёза
- Бук
- Вишня (применяется только в традиционном пышном декоре)
Шкафы в японском стиле, как правило, встроенные либо находятся за отдельной дверью. Если средств не так много, можно обойтись платяными шкафами.
Двери в японском интерьере. Как правило, японский интерьер ограничивается перегородками и ширмами. Для европейского интерьера, разумеется, этого недостаточно. Самое главное – знать, как должна выглядеть дверь в истинно японском стиле.
Текстиль в японском интерьере
Что касается текстиля, то это натуральные материалы:
- хлопок,
- лен, рогожка
- кожа или замша.
А расцветка может быть самая простая, в духе Японии:
Декор и аксессуары
Для окон часто используют «панельные» шторы. Вот как они выглядят:
Главное – всё та же чёткость, лаконичность и утончённость.
Подойдут так же кремовые римские шторы или деревянные жалюзи.
Декор сведён к минимуму, именно поэтому он так бросается в глаза и именно поэтому следует тщательно подойти к выбору. В японском стиле как нельзя кстати подойдёт размещение ниши в стене для декора. Туда можно поставить изящные тонкие вазы. Часы, к примеру, могут выглядеть так:
А для стен подойдут:
- Изящные гравюры
- Икебаны
- Настенные панно, веера
- Вазы и японские шкатулки
- Бумажные напольные светильники
Изображения птиц, бамбука или цветущего лотоса – всё в духе Японии.
Освещение.
Бумажные фонарики, лампы на полу. Свет должен быть приглушённым. Если хотите больше света – следует использовать бОльшее количество ламп.
Цветовая гамма интерьера в японском стиле
Коли кредо японского стиля – природность, нужно полагать, что и цветовая гамма японского стиля будет природная.
Это оттенки
- белого,
- рисовой бумаги,
- бежевый
- зелёного бамбука,
- лилии,
- сакуры,
- цвета дерева, описанные выше (ясень, темный орех, берёза, бук).
В более современном японском интерьере, адаптированном под европейский, можно использовать цвета поярче (хотя тогда японский стиль будет плавно переходит в восточный).
Помните о том, что чтобы получился удачный интерьер в японском стиле, следует использовать не более 3-ёх базовых цветов.
Где использовать японский стиль?
- Японский стиль будет хорошо смотреться в квартире со свободной планировкой, где можно обойтись без стен. А в качестве перегородок можно использовать ширмы.
Помните, что звукоизоляции при такой красоте конечно же не будет.
Однако, если вы любите тишину и уединение, то организовать японский интерьер можно и в маленьком пространстве – так будет смотреться даже уютнее.
- Для европейцев японский стиль удобнее всего применять в дизайне спальни или гостиной – только эти помещения способны быть лаконичными.
Для кого подойдёт японский стиль?
Поскольку восток – дело тонкое и изящное, а в интерьере ещё и хрупкое, то такой интерьер лучше всего подойдёт:
- Для тех, кто ненавидит беспорядок и готов поддерживать такой интерьер в чистоте и порядке
- Людям, у которых нет маленьких детей (интерьер-то хрупкий и изящный!)
- Кому нужна общая упорядоченность в голове
- Кто вдохновляется философией востока
- Любит светлые интерьеры, где есть ощущение простора и воздуха
Я желаю вам воплотить свою идею красиво!
Ваш интернет-дизайнер,
Евгения Купцова
vita-designer.ru
Японский стиль в дизайне интерьера
Сдержанный и экзотичный японский стиль в интерьере созвучен современности. Его часто используют для организации пространства небольших квартир-студий, уютных летних кафе, гостиных или спален. В его основе – минимализм, стремление к гармонии с природой и познанию себя через окружающий мир. Сформировался традиционный стиль интерьера японских помещений еще в 16 – 17 веке, но основные его принципы актуальные и сегодня.
Открывая для себя японский дизайн интерьера, важно почувствовать и понять философию существования и мировосприятия японцев – суета окружающего мира несущественна, важен лишь порядок в своих мыслях и поступках. Поэтому для достижения гармонии с собой не требуется изобилие предметов обстановки, яркий декор и дорогие вещи представительского класса. Достаточно видеть красоту в малом, в обыденных предметах и окружении. Этот стиль понравится умиротворенным людям, ценящим порядок и системность. Которые при этом очень тонко чувствуют высокую эстетику и красоту окружающего пространства.
История формирования стиля
Японский дизайн помещений сформировался под влиянием нескольких факторов:
- климатических условий;
- постоянных опасений внезапного землетрясения;
- густой населенности островов и, как следствие, маленькой жилой площадью в расчете на одного человека;
- скупостью земных недр на природные ископаемые, в частности, железную руду;
- национальных традиций и жизненной философии.
Основные черты японского жилища были обозначены еще в 16 – 17 веке. Именно в это время начал формироваться слой населения со средним достатком, способным роскошно обставить свои жилища. Происходило зарождение капиталистического устройства государства, с четко выраженной централизованной властью. Руководство страны тем более имело возможность обустроить свои жилища по последней моде. Однако этого не произошло. Японская философия ориентировала граждан на другие ценности. Красота и первозданность мира – вот истинная ценность, в отличие от всех благ и достижений человечества. Такие взгляды и предпочтения привели к тому, что помещения не стали украшать на иностранный манер, наполняя их чужеродной мебелью, коврами, статуями и прочим.
Традиционная обстановка японского дома.
К тому же, исторически так сложилось, что географическое расположение и особенности местности способствовали изобретению уникальных традиций возведения домов и других построек. Японцы строили жилища с учетом возможного землетрясения. Стены дома делали сборными, чтобы после разрушения их можно было собрать как конструктор заново. Древние постройки отличались еще и разборным фундаментом, что давало возможность владельцам разобрать дом, перенести его в новое место и собрать снова. Внутренние стены в исконном японском доме отсутствуют. Это обусловлено не только вероятностью землетрясения, но и стремлением к свободному пространству.
Характерный японский дом.
Именно свободная планировка давала почувствовать простор в небольшом жилище. Если у горожан не было возможности позволить себе просторный дом, и им приходилось жить большой семьей в маленьком жилище, то они всячески берегли свободную площадь. Поэтому дизайн в японском стиле предполагает использование минимального количества мебели, декора и текстиля. Наиболее родственным этому стилю является современный минимализм. Хотя в традиционном японском доме нет четко обозначенных комнат, но вся площадь имеет выраженное зонирование. Его делают с помощью разноуровневых полов и потолков, бамбуковых и бумажных ширм и перегородок, рассеянного и акцентированного освещения.
Современный японский стиль несколько отличается от традиционного дизайна 17 века. Исторические события обогатили опыт и возможности Страны восходящего солнца. События Первой и Второй мировой войн, технический и научный прогресс привели к новым строительным и дизайнерским возможностям. Наравне с натуральными материалами, доступными в Японии, стали использоваться бетон и металлические конструкции, современные материалы, имитирующие поверхность камня и дерева. При этом, неизменными остались стремление к единению с природой, познанию себя через внешнюю среду, видение прекрасного в малом.
Интерьер современной квартиры.
Базовые принципы япоского стиля
Сегодня, создавая этнический японский стиль в дизайне интерьера, руководствуются следующими принципами:
1. Тема природы – в основе всего. Если вы оформляете загородный домик в японском стиле, то важно обустроить не только дом, но и сад. Дом должен быть его естественным продолжением и занимать второстепенную роль. Вид из больших оконных и дверных проемов непременно должен открываться на живописную лужайку, прудик, фонтан или лавочку в тени изогнутого дерева. Если же условия городской квартиры не позволяют сделать ее частью природного ландшафта, то интерьер стараются украсить живописными видами. Используют фонтаны, аквариумы, выращивают небольшие деревья или бамбук в комнате.
2. Светлая цветовая гамма предпочтительнее. Красоту природных материалов японцы стремились дополнить неброскими однотонными теплыми цветами – бежевым, песочным, кремовым, белым. Часто в японских интерьерах встречается черный цвет. Однако, японцы не рассматривают его как самостоятельный цвет, который несет определенную смысловую нагрузку. Он лишь фон, позволяющий акцентировать яркие детали.
3. Для оформления помещений используют натуральные материалы или заменяют их искусственными, имитирующими структуру и рисунок дерева, камня, бамбука, соломы или рапса.
4. Мебель должна стремится вниз. В ней отсутствуют высокие ножки, спинки, полки, изголовья. Она имеет гладкую однотонную поверхность и правильные геометрические формы.
5. Ничто в интерьере не должно отвлекать от познания себя. Поэтому использование декора сводится к необходимому минимуму. Лаконичные формы, по-деловому строгие, мебель невысокая и прямолинейная, так как старинные мудрости гласят, что жизнь должна проходить на татами — напольных циновках.
6. Для обозначения жилых комнат используют перегородки из бамбука или расовой бумаги на деревянном каркасе, стены убираются. В жилом пространстве должно быть как можно больше свободного места и меньше вещей.
Современный интерьер с открытой планировкой, приземистой мебелью и характерной нишей в стене.
Цвета
Чтобы создать характерный дизайн помещения в японском стиле, основываются на чистых цветах.
Изначальные японские цвета:
Полутона не приветствуются, в интерьерах не используют яркие контрастные смешения цветов. Японская философия стремится к порядку, поэтому старается во всем исключить хаос. Чтобы получить красивый интерьер, достаточно использовать один чистый цвет в сочетании с натуральными поверхностями дерева, бамбука или камня. Например, красоту и структуру дерева великолепно подчеркивает белый цвет. На его фоне просматривается сеть годовых колец и сучков. Для оживления спокойной цветовой гаммы, подчеркивания главных зон помещения используют чистый красный цвет. Это цвет силы и мужественности.
Гармоничное сочетание белого цвета и натурального дерева с акцентом на красный.
Для создания ощущения умиротворенности и гармонии с внешним миром используют и темные цвета. Чаще всего такой эффект достигается за счет структуры потемневшего дерева в сочетании с черной мебелью. Темный интерьер в японском стиле не так распространен, как светлый, но вполне допустим. Главное, чтобы было достигнуто условие геометрического порядка.
Геометрически организованное пространство в темных тонах.
Экологические материалы – фундамент стиля
Для того, чтобы отразить островной колорит с присущими ему чертами минимализма, выбирают те материалы, которые были доступны коренным жителям прошлых столетий. Материалы, которые были в свободном доступе в природе. Их не экспортировали из далеких стран и не приобретали у соседних государств.
К таким относятся:
- древесина кедра, клена, суги или кири;
- каменная плитка;
- тростник и бамбук;
- рогожка и плетеная лоза;
- шелк.
Даже дизайн в современном японском стиле ограничивает использование линолеума, виниловых и пластиковых поверхностей. Допустимо проводить отделку поверхностей с помощью экологически чистых искусственных материалов с декоративной поверхностью под натуральные аналоги. Например, для пола подбирают ламинат вместо дерева, вместо натурального шелка используют более доступную похожую по свойствам ткань.
Современные материалы в отделке квартиры в японском стиле.
Мебель
Японский дизайн интерьера подходит для сидящего человека, созерцающего свой внутренний мир, медитирующего, отдыхающего дома от суеты внешнего мира. Поэтому вся мебель характеризуется приземленностью. Как если бы обычной деревянной мебели обрезали ножки и поставили на пол. Количество предметов обстановки ограничено, чем их меньше – тем лучше. В помещении не должно быть ничего лишнего.
Традиционно в доме располагают:
- циновки из соломы или рогожки;
- низкий столик для чаепития и еды в окружении небольших подушек для сидения;
- вместо традиционной кровати используют татами или помещают матрас прямо на пол;
- кухню оборудуют очагом и шкафчиками с закрытыми полочками, за которыми прячут всю кухонную утварь;
- для ванной подбирают умывальники чаще в форме чаши и традиционную деревянную ванну офуро (или похожую по форме).
Комната обставлена простой деревянной мебелью с прямыми линиями.
Современная ванная комната в японском стиле.
Обычно для изготовления предметов мебели использовали дерево. Чем выше было положение владельца, тем ценнее и дороже использовалась порода дерева. Дорожные сундуки, шкафы, комоды могли быть изготовлены из недорогих хвойных деревьев, или же, наоборот, из прочного и долговечного тика. Дорогую мебель украшали кованными элементами, лакировали. При этом стоимость мебели не была нарочитой и не бросалась в глаза. Она имела простую форму, на ней отсутствовал пышный декор. Современная мебель переняла все эти принципы, она отличается интересными формами, приземистым дизайном и натуральностью.
Поэтому при подборе мебели для создания японского стиля в интерьере вы можете использовать два варианта:
1. купить в антикварном магазине или на блошином рынке подлинные предметы с историческим прошлым;
2. или подобрать подходящие современные аналоги из японской коллекции.
Столик и стулья для чаепития в гостиной зоне.
Как используют раздвижные двери и перегородки в интерьере
Перегородки седзи не только формируют облик японского жилища, но и несут практическую функциональную нагрузку. С их помощью можно легко изменить планировку открытого жилого пространства. Обычно они изготавливались из бамбука и рисовой бумаги. Их часто использовали вместо стен, которые не способны выдержать землетрясение. Седзи благодаря своему легкому весу способны выдержать катаклизм, а в случае деформации их легко заменить на новые. Современные производители предлагают несколько вариантов достойной замены перегородок – двери купе с характерным рисунком, панели с нарисованным переплетом для оформления стен или потолков.
Раздвижные перегородки
Двери и перегородки, а также переносные ширмы способны преобразовать внешний вид помещения, и создать уютный уголок в любом месте.
Оформление окон
Внимания заслуживает не только внутреннее убранство оконных проемов, но их внешнее оформление. Обычно японский дом оснащали длинными навесами энгава, которые позволяли проникать в дом рассеянному естественному освещению, и направляли дождевые потоки подальше от жилища. Несмотря на то, что в японском интерьере много окон, в дом поступает мало света, в помещении царит полумрак. Это одна из характерных черт стиля. Темноты и полумрака не боятся, его впускают в дом.
Для оформления окон изнутри используют прямые полотна из ткани или бумаги. Их отличительная черта заключается в том, что они могут перемещаться не вертикально, а горизонтально. Для японских экранных штор нехарактерны оборки, драпировки или рюши. В современных интерьерах экранные шторы заменяют подобными рулонными или римскими.
Полы
Для оформления полов используют прочное дерево, каменную плитку, морскую гальку. На пол можно уложить татами. Главное не располагать их крест-накрест. Это считается плохой приметой. Полы также дополняют коврами из натуральных материалов – лозы, камыша, грубой нити.
Чтобы создать японский стиль в интерьере современной квартиры используют:
- светлую паркетную или ламинированную доску;
- наливной пол;
- керамическую матовую плитку.
Уютный пол с натуральным напольным покрытием.
Стены
Для отделки стен используют натуральные материалы или их различные комбинации. Например, комната может иметь деревянную обшивку по всему периметру. Или же деревянные ламели эффектно сочетаются с гладкими поштукатуренными и покрашенными в пастельные цвета стенами. Также простенки с каменной кладкой могут перемежатся участками, оклеенными бумажными обоями. Гладкие стены украшают картинами или гравюрами с изображением природы.
Современный вариант оформления стен.
Потолки
Окраска и форма потолков соответствует общей стилистике:
- он должен иметь четкую форму, например, прямоугольника или треугольника;
- цвет потолка может повторять цвет стен;
- для отделки используются обои, матовая краска, натяжная ткань или подвесные панели.
Чтобы выделить ту или другую зону в открытой планировке потолки делают в несколько уровней, отделывая каждую зону по-разному.
Белый окрашенный потолок, оснащенный деревянными балками и рейками.
Текстиль
Текстильное оформление интерьера делают ненавязчивым и уютным. Подбирают натуральные ткани неброских оттенков. Например, шелк, лен, хлопок или смесовые ткани. Традиционные рисунки, дополняющие японский текстиль, изображают виды горы Фудзи, сцены из жизни самураев, иероглифы, животный мир.
Текстиль используют для оформления:
- окон;
- спальной зоны;
- мест для сидения;
- ширм.
Текстиль в обычной японской квартире.
Акценты, используемые в стиле
Создавая японский дизайн интерьера стремятся в первую очередь достичь гармонии и уравновешенности. Поэтому даже при наличии акцентов, пространство комнаты должно выглядеть гармонично и сбалансированно. В качестве декоративных элементов, украшающих дом, выбирают характерные предметы яркого контрастного цвета или с выделяющимся рисунком.
Это могут быть:
- картины и гравюры;
- фарфоровая посуда и декоративные вазы;
- набор для чайной церемонии;
- фирма из рисовой бумаги или шелка;
- деревья бонсай;
- японские фонари;
- статуэтки Будды.
Освещение
Свет играет важную роль в создании колорита восточного интерьера. Важной особенностью освещения является использование источников рассеянного, а не направленного света. Для этой цели подходят абажуры из рисовой бумаги и бамбука – лампа акари. Включая лампы и бра в разных уголках помещения, японцы меняют восприятие интерьера, освещают конкретные предметы или зону. Этот прием крайне важен для разделения помещения с открытой планировкой.
Сочетание напольной и потолочной лампы из рисовой бумаги васи.
Японский дизайн интерьера имеет явные национальные черты, благодаря чему является одним из самых востребованных этнических стилей среди современных дизайнеров. Его характеризует использование природных материалов, национальных предметов интерьера и быта, стремление к гармонии с собой и единению с природой. Чтобы оформить городскую квартиру в японском стиле не обязательно следовать всем национальным чертам, достаточно подобрать интересную идею и воплотить ее.
Фото идеи оформления современной квартиры
Вам будет интересно
srbu.ru
Пять ведущих предметных дизайнеров из Японии
Если спросить, с какой страной ассоциируется минимализм, после стран Скандинавии наверняка в голову придет Япония. Традиционный японский стиль отличается лаконичностью, чистотой цветов и вниманием к форме, а современные японские фирмы выпускают красивую и эргономичную мебель, технику, посуду.
Losko собрал пять предметных дизайнеров из Японии, на которых стоит обратить внимание.
Кадзушиге Мияке / Kazushige Miyake

Кадзушиге Мияке окончил Университет искусств Тама, один из лучших в Японии, и работал в Англии несколько лет, набираясь опыта. Вернувшись на родину, Мияке продолжил свой дизайнерский путь в различных студиях, включая и бюро Наото Фукасавы — японской легенды дизайна. В 2005 году Кадзушиге основал собственную студию, Miyake Design. Кроме основной работы, он преподает в альма матер и является одним из судей в дизайнерском конкурсе Good Design Award.
Студия Мияке в основном создает стильную технику и предметы быта. Дизайнер отдает предпочтение простым формам без лишних деталей и украшений, обнажая функциональность. Любовью к практичности отдает и выбор мобильных и портативных решений — маленькие, будто игрушечные вентиляторы и обогреватели, складные лампы и стулья. Также можно заметить тягу Мияке к натуральному дереву — несмотря на японскую традицию лакировки деревянных изделий, дизайнер старается минимизировать количество лака при производстве и максимально сохранить текстуру дерева.

Масахиро Мори / Masahiro Mori

Масахиро Мори родился в 1927 году в префектуре Сага. Первым, как его бы назвали сейчас, стар-продуктом дизайнера стала посудина для соевого соуса G-type Soy Sauce Bottle — она выиграла престижную награду Good Design Award в 1960 году и производится до сих пор. После Второй мировой войны Мори посвятил себя дизайну посуды, отвечающей нуждам рядовых японцев. В его посуде отчетливо прослеживаются мотивы, свойственные национальной культуре: геометрические орнаменты, напоминающие росписи на ширмах, ограниченность цветовой палитры, использование бамбука или его имитация в расцветке изделий.

Несмотря на то, что целью Масахиро Мори была лишь простота и функциональность, его дизайны пользовались и до сих пор пользуются огромной популярностью, что подтверждает и количество наград — только премию Good Design Award они выигрывали более 110 раз.
Эйсуке Тачикава / Eisuke Tachikawa

Молодой йокагамец Эйсуке Тачикава, движимый желанием помогать миру, основал студию Nosigner. Главной целью студии является решение задач, которые современное общество ставит перед человеком. Посредством своих работ Тачикава стремится создать инновации в различных сферах жизни: разработки Nosigner служат технологиям, образованию, экологии и многому другому. Также студия с удовольствием работает с локальными предприятиями и фирмами, поддерживая местные производства.
Помимо предметного дизайна, Nosigner занимаются интерьерами, графикой и веб-дизайном, а также создают книги и брошюры, которые поднимают социальные и экологические проблемы.
Дайсуке Китагава / Daisuke Kitagawa

До того, как основать собственную студию Design for Industry Inc., Дайсуке Китагава 10 лет работал в NEC Design — дочерней компании крупнейшего японского производителя электроники, создающей дизайн продуктов. Свою студию Китагава создавал с желанием прислушиваться к каждому, кто участвует в процессе создания вещи и донесения ее до потребителя — от технолога до продавца.
Конек Design for Industry — мультифункциональность. Многие предметы являются трансформерами, например, журнальный столик, который может служить пуфом и местом для хранения, или стеллаж-конструктор, к которому можно прикрепить деревянное сиденье, превратив его в табурет. На сайте студии утверждается: «Мы вкладываем заботу в создание вещей, которые будут воплощать объединенное достижение и будут приносить удовольствие своему владельцу долгое время».

Оки Сато / Oki Sato

Оки Сато — выпускник архитектурного факультета токийского университета Васэдо и основатель дизайн-студии nendo. Через три года после открытия офиса в Токио, в 2005 году, амбициозный дизайнер начал работать еще и в Милане, а через год после этого имя Оки Сато стало появляться в прессе. В разное время он попадал в топы таких журналов, как Newsweek, Wallpaper, Dezeen, а также регулярно упоминался в японском издании Elle Decor. Помимо предметного дизайна, Сато также занимается архитектурой, интерьерами, графикой и освещением, а еще создает инсталляции и читает лекции в университете Васэда.

Дизайнер обозначает концепцию своей студии как желание собрать, выразить в доступной форме и передать людям такие моменты, которые заставляют нас чувствовать внутри маленькое « ! » в повседневной жизни. Пусть такие моменты и ускользают из памяти, по мнению Сато, именно они делают нашу жизнь интересной.
Мы уже писали про ключевого японского предметного дизайнера — Наото Фукасаву. Также посмотрите нашу подборку российских предметных дизайнеров.
losko.ru
Японский ландшафтный дизайн, фото – Rehouz
Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.

≡ Содержание:
Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.
Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.
Достоинства и особенности японского сада
Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.
Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.Японский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.
Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.Тем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.
Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.

К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:
- многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
- Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
- Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
- Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
- Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
- Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
- Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.
Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.
Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.
Сад в китайском стиле, фото
Основные краски японского сада
В Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.
Иными словами, чарующе — сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.
Метафизика деревьев в японском саду
Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.
Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.Бамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.
Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.
Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.
Кусты, травы и цветы
При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.
Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.Для создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.
Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.
Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.
Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.
Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.
Камни и ещё раз камни…
Их значение для японского сада огромно.Камнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для сада камней. Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.В основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.
Камни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.
Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.
Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.
Разнообразие водоёмов
Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.

Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).Почти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.
Организовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.
Малые архитектурные формы и освещение
Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.Собственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.
Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.Мостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.
У пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.
Фонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.
Существуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.
В наше время, однако, трудно ограничиться только живым огнём, поэтому нынче в японском саду применяют и скрытые светодиоды – так же, как применяют электрические насосы, систему полива и прочее.
Несколько слов об ограде
В японский сад всегда ведут ворота, потому что они – свидетельство социального статуса хозяина усадьбы.Большей частью это конструкция, состоящая из черепичной крыши на двух опорах. Не редкость, впрочем, и одностворчатые калитки-кидомон.
Ограду сооружают из камней, а внутренние изгороди формируют из бамбука и стриженых кустов. Подобным способом – при помощи растительности – обязательно прикрывают «некрасивые» места: те, где находятся люки, коллекторы, коммуникации.
В былые времена ограда в японском саду выполняла сугубо охранную функцию. Теперь же это элемент традиции, декоративный атрибут.
Уместные детали
Японский сад допускается украсить каменной башенкой, парными вазами, причудливой корягой, а также подходящими талисманами – музыкой ветра, медными колокольчиками, статуэтками карпов-кои из белой керамики.
Украшений должно быть немного, как пряностей в блюде. Помните, что весь декор обязан соответствовать взыскательной и строгой японской стилистике.
Японский стиль в ландшафтном дизайне — фото
***
Да, организация японского сада – процесс кропотливый, требующий безусловного вкуса и основательных знаний. Но создавая этот сад, вы будете создавать и себя – более мудрого, утонченного и, быть может, даже просветленного.
rehouz.info
Конспект дизайнера: Япония в дизайне
Япония – уникальная страна, о чем ни говори. Графический дизайн, созданный в этом государстве – не исключение. Даша Стеценко прочитала лекцию о визуальной культуре Японии, культовых японских дизайнерах и современных проектах, а Telegraf.design снова законспектировал услышанное.
Источники: 1, 2, 3
Япония была закрыта для Европы до эпохи великих географических открытий. В 1543 году западная культура ненадолго проникла на остров. Но уже в 1639 Япония установила политику самоизоляции и полностью закрылась на два столетия. Посмотрим, как развивалась традиционная графика на протяжении японской истории. Начать стоит с живописи, так как в Японии она во многом схожа с графикой.
Японская живопись
Источники: 1, 2 (Keibun Matsumoto), 3, 4 (Ito Jakuchu), 5, 6 (Kanô Yasunobu), 7, 8, 9
Живопись в Японии носит декоративно-прикладной характер. В основном это не картины, а ширмы, раздвижные двери в интерьерах и иллюстрации к литературным произведениям. Распространена техника использования золотой фольги. Сейчас она не менее актуальна. Также характерны скругленные края. Например, в “Острове собак” есть отсылки к традиционной японской живописи.
Техника «Суми-э»


Источники: 1, 2, 3, 4
Суми-э – это монохромная живопись тушью. Техника была позаимствована у Китая, но в Японии она также получила довольно широкое распространение. В основном расписывали ширмы. Поскольку в традиционных интерьерах не использовались стулья и люди сидели на полу, то и все важные элементы на ширмах размещались внизу. Кроме того, в живописи Суми-э активно использовалась каллиграфия как неотъемлемая часть композиции.
Каллиграфия
Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Каллиграфия – один из ярчайших видов японского и азиатского искусства в целом. Современный японский язык сочетает в себе несколько азбук: китайские Кандзи иероглифы, две японские азбуки Хирагана и Катакана, арабские цифры и латиница, которая сейчас активно используется.
Куклы кокэси


Источники: 1, 2, 3, 4
Кокэси – это деревянные куклы без рук и ног с очень интересной росписью. Буквально двумя-тремя линиями изображены волосы и брови, что хорошо отражает японское видение прекрасного – скромно и в тоже время выразительно.
Гравюра укиё-э
Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (Kuniteru II Utagawa), 9
Укиё-э является самым ярким видом японского искусства. Для ее создания на деревянной доске вырезают печатную форму, для каждого цвета форма будет своей. Затем совмещают оттиски – цвета печатаются один за другим, после чего получается изображение. Ксилография – сложная техника, но в то же время она позволяет тиражировать и делать произведения доступными для большого количества людей.
На гравюрах чаще всего изображают пейзажи, городские мотивы, мифологические сюжеты, иллюстрации к литературным произведениям, а также гейш, куртизанок, актеров, борцов сумо, самураев. Все лица практически одинаковые, упрощенные. Тогда же возникает отдельный жанр «Сюнга» – это эротические картинки, которые отображают жизнь так называемых веселых кварталов в Японии.
В 1853 году Америка заставляет подписать Японию договоры о ведении внешнеэкономической деятельности. С этого момента государство становится открытым для Запада. В то же время в Европе проходят всемирные выставки. В Париже в 1867 году на одной из них впервые демонстрируется Япония. Здесь показывается быт японцев, дома, и конечно же, гравюры. Европа просто сходит с ума по всему японскому – в том числе по японской графике и культуре. Влияние Японии на европейское искусство конца XIX века называют «японизмом».
Источники: 1, 2, 3
Японский графический дизайн ХХ века. Старая школа
Юсаку Камэкура – один из известнейших японских дизайнеров. Его плакаты не пропитаны особенным японским духом — они выполнены в распространенном в то время интернациональном стиле. Юсаку разнообразно играет с формой и объектами внутри нее.
Дизайнер запомнился в первую очередь логотипом для летних олимпийских игр в Токио в 1964 году. Он изобразил «бессмертную» форму – красный японский круг, который четко символизирует Японию. Также Юсаку был автором логотипа Nikon, одной из версий ракушки Shell и основателем первого в Японии журнала о графическом дизайне и искусстве Creation.
Источники: 1, 2, 3, 4
Казумаса Нагаи – дизайнер с неповторимым авторским стилем графики. Как и многие тогда он создавал логотипы и знаки, но запомнился прежде всего своими анималистическими плакатами. Цвета, формы, контрасты, простая композиция и потрясающий эффект. Животные смотрят прямо в душу.
Источники: 1, 2, 3, 4, 5, 6
Икко Танака – дизайнер-модернист, который создавал японские по цвету, духу, и сюжетам работы. Может показаться, что сделать такой плакат очень легко, но на самом деле добиться такой выразительности и звонкости композиции не так уж и просто. Обратите внимание на контраст цвета, когда каждый угол на плакате – разный по цвету и по напряжению.
Источники: 1, 2, 3, 4
Сигео Фукуда – наверное, самый известный японский графический дизайнер. Он запомнился использованием в своих работах оптических иллюзий и работой с контрформой. Также Сигео делал экологические и антивоенные плакаты. Знаки Сигео отличаются от других как раз таки использованием контрформы и оптических иллюзий.
Источники: 1, 2, 3
Таданори Ёкоо – дизайнер, который делал умопомрачительные и очень сложные по композиции плакаты. В основном, это были афиши для фильмов и театров. Можно увидеть, как сложно он сочетает огромное количество элементов. Здесь и силуэты, и фотографии, и кадры, много текста, градиент – и все сочетается. Количество объектов сумасшедшее, но смотрится очень круто. Здесь и сакура, и веер, и красные круги, и фотографии в каждом углу, и текст.
Источники: 1, 2, 3, 4
Коити Сато – противоположность вышеупомянутым авторам по своему стилю. Он делал воздушные, минималистичные плакаты. И здесь вспоминаются ширмы, у которых основной акцент находится в нижней части. На этих плакатах тоже картинка находится внизу, а верхняя часть остается воздушной.
Источники: 1, 2
Ёсикадзу Эбису – дизайнер, который рисовал очень веселые картинки. Это манга, но манга не типичная японская, а манга андеграундная. Он рисовал непривычные по графике комиксы и эротические картинки.
Источники: 1, 2, 3, 4, 5
Современный графический дизайн
Начнем с иллюстратора Рио Токимаса, который делает графичные, геометрические иллюстрации, которые немного похожи на гравюры. Например, если сравнить гравюру и иллюстрацию, то мы видим похожие композицию, цвета, градиенты и текстуры. Рио рисует замечательные по пластике овощи, фрукты, животных и птиц. Особенностью японской графики есть совмещение тонких линий с большими по массе пластичными пятнами.
Источник: www.behance.net
Противоположность Токимаса – Томоми Мицукоши, который как раз таки делает иллюстрации в духе андеграундной манги. Он создает примитивные, но в то же время пластичные и выразительные иллюстрации. Общее в работах Мицукоши и Эбису – словно рисовал один человек, но разными инструментами.
Источник: tomomizukoshi.tumblr.com
Шун Сасаки – дизайнер, который делает суперкрутые знаки и плакаты с использованием больших, массивных иероглифов и букв. Он так закручивает внутренние просветы в иероглифах, что получаются отдельные структуры.
Источники: 1
Тадаши Уэда – дизайнер, который делает замечательные японские постеры. Трендовые элементы, сочетания цветов – японцы круто миксуют свою письменность, иероглифы и латинские буквы, написанные разными шрифтами. Похоже, он наследует приемы плакатов со сложной композицией и нагромождением элементов.
Источники: 1, 2
Японские проекты
Теперь рассмотрим отдельные японские проекты. Проект Агата Ямагути Cool Japan Culture – это три постера, которые демонстрируют красоту японской культуры. Здесь дизайнер совмещает традиционные японские образы с современными, например, деревянные сандалии гэта с глазами из аниме.И благодаря такому миксу чувствуется Япония, даже без использования иероглифов.


Источник: agatayamaguchi.com
Проект Mikanz – это упаковка для мандаринов от студии Maru. Когда вы ее открываете, на вас благодаря прозрачным стикерам «смотрят» мандарины. Сама упаковка очень минималистичная, и что самое главное – на ней нет изображения продукта.
Источники: 1, 2
Следующий проект для кофе % Arabica. Надо обратить внимание, что буквы А в логотипе заменены символами дельты, благодаря чему у бренда появился не только запоминающийся логотип, но и уникальный хештег в социальных сетях. На стакане только знак процента, никаких логотипов и названий – по-японски минималистично.
Источники: 1, 2
Проект Kotori Juice Stand – это соки с логотипом-птичкой. Сайт синего фирменного цвета. Это позволяет любой цвет напитка легко комбинировать с синим цветом.
Источники: 1, 2
Следующий пример – фирменный стиль для буддистской церемонии, которая проходила во время открытия пагоды после ее реконструкции в одном из японских парков. Дизайнеры сделали логотип на основе форм самой пагоды. И снова он был с элементами золота и кругами.
Источник: daikoku.ndc.co.jp
Театральный проект для спектакля студии Akaoni. В лягушке примечательно то, что скорее всего она была вырезана как японская гравюра, только более грубо на дереве или на другом материале. Например, похожего эффекта можно добиться с помощью линогравюры — гравюры на линолеуме.
Источник: www.akaoni.org
Это пример социального проекта Olive студии Nosigner. В 2011 году в Японии случилось землетрясение, вследствие которого произошла авария на АЭС. И в тот же день эта дизайн-студия выпустила сайт и проект под названием Olive. У логотипа тут много смыслов. На этом сайте люди со всего мира должны были делиться советами, информацией по выживанию в условиях катастрофы. Писали, что есть, что пить, как оказать первую помощь. Спустя 4 года студия решила собрать самые важные советы, оставленные на сайте, и сделать коробку «второй помощи», которая может находиться у каждого японца дома и в автомобиле. В укрытии с ней можно оказывать вторую помощь. В коробке находится инструкция с советами и правилами, проиллюстрированная таким образом, чтоб быть понятной в условиях паники.
Источники: 1, 2
Как передать дух Японии, если вы не японский дизайнер?
Как же нарисовать так, чтоб считывался дух Японии? Посмотрим проекты для ресторанов японской кухни, так как это самая распространенная в нашей повседневной жизни точка контакта с японской культурой.
Тайско-японский ресторан Kaiju в Малайзии. Дизайнеры изобразили годзиллу как японского персонажа и тайского дракона. Также тут используется золото и розовый цвет, который очень характерен для всей азиатской культуры.


Источник: www.behance.net
Проект Cha.ology – это фирменный стиль для чайного домика в Англии. Здесь, чтобы показать японское настроение, дизайнеры решили графически интерпретировать систему «татами». Татами – это японский коврик, которыми застилают полы в домах. Татами имеет четкие пропорции относительно человека. И сами помещения строятся с пропорциями, зависящими от размеров татами и их количества на полу. Дизайнеры решили использовать эту систему, но не сохранять в логотипе пропорции. Кроме того, используется табличная верстка и японские иллюстрации, когда много черных пятен и тонких воздушных линий.


Источник: www.behance.net
Проект Sushi&Co – суши-ресторан на круизном лайнере в морях возле Финляндии. Здесь комбинируется скандинавский и японский минимализм. Простейшим сочетанием обычных форм получаются замечательные штуки — обратите внимание, как с помощью одной точки в знаке амперсанда получилась рыбка.
Источник: bond-agency.com
Проект Kisume в Австралии – опять-таки это ресторан суши. Здесь дизайнеры решили использовать не традиционные приемы, а футуристические и технологические. Здесь используется пластик и муар. Соединяется синий с красным. На улице никаких вывесок и логотипов.
Источник: bpando.org
Omakase Room, сделанная студией Savi, – это небольшой ресторанчик в Нью-Йорке. Он рассчитан лишь на 8 человек, в котором все продумано до мельчайших деталей. Например, серая обивка кресел перекликается с серой обложкой меню. Дизайнеры используют тонкую прозрачную рисовую бумагу и японскую каллиграфию, комбинируют тексты с использованием антиквы и гротеска. «Красный кружок» – это не просто декор, это подарок – керамический диск, который ароматизируется запахами в зависимости от сезона. В Японии традиционно есть 5 сезонов – зима, весна, лето, осень и межсезонье. Поэтому в зависимости от времени этому диску придается аромат, напоминающий Японию. Диск вкладывается в конверт с красным кругом и становится подарком для гостя.


Источник: savvy-studio.net
Проект Nihonshi – это этикетки для саке. Здесь используется золото и фигурируют женщины из японских гравюр. При чем в гравюрах золото не использовалось, но дизайнеры соединили золото с силуэтами гейш. Шрифт – контрастная антиква. Здесь нет букв, которые напоминают по своей форме иероглифы, нет жестких линий. Но японское настроение чувствуется все равно.
Источник: www.behance.net
Личный опыт
Фирменный стиль, созданный в агентстве Canape, для ресторана и доставки еды Roll Club в Харькове. Меню ресторана сочетает в себе четыре кухни мира: японскую, американскую, итальянскую и китайскую. В фирменном стиле мы показали Японию с помощью красного и розового кругов, волн, веера и текстов в тонких рамках, отсылающих зрителя к подписям на традиционных гравюрах. Плюс в некоторых случаях логотип и тексты написаны сверху вниз, создавая настроения японской письменности. Причем сами буквы ничуть не напоминают иероглифы по своей форме.
Источник: www.behance.net
Ранее Telegraf.design писал о том, как японский дизайнер переделал известные логотипы в полезные вещи.
telegraf.design
0 thoughts on “Японский дизайн – традиции и особенности стиля (35 фото)”