Акционерное общество публичное и непубличное – 66.3. /
Публичные и непубличные общества Акционерное общество
Акционерным называется хозяйственное общество, уставный капитал которого делится на определенное число акций.
Под публичным понимается акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются или обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Остальные общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества признаются непубличными.
Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер внес определенный вклад в капитал акционерной компании. Она может быть предметом купли-продажи, дарения, залога. Кроме того, акция может приносить доход в виде доли прибыли, полученной акционерным обществом, и дает право на участие в управлении.
АО отвечают по обязательствам общества, несут возможные убытки, рискуют в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащих им пакетов акций. В то же время само общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров.
Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту-часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.
Обыкновенная акция (в отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидендов) предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать правление.
Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью (относится к непубличным обществам) считается учрежденная одним или несколькими лицами коммерческая организация с уставным капиталом, разделенным на доли, размеры которых определены учредительными документами. В качестве учредительных документов такого общества выступают устав и учредительный договор или только учредительный договор, если общество учреждается одним лицом.
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам компаний. В самом худшем случае член общества может потерять только свой пай в капитале общества.
В то же время само общество как юридическое лицо отвечает перед своими кредиторами по обязательствам всем своим имуществом.
Одним из преимуществ обществ с ограниченной ответственностью является относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.
Кооперативы
Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной или материальной формах.
Высшим органом управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем.
Наиболее значимые различия между кооперативами и обществами состоят в следующем:
При управлении кооперативом, в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
Для кооперативов не устанавливается зависимость дохода его членов от величины паевых взносов.
Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда.
Состав учредительных документов для кооператива и общества различен.
studfiles.net
Публичные непубличные общества статья 66.3 ГК Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014
Публичные и непубличные общества
Публичные акционерные общества
Полезны ссылки
Публичные и непубличные общества
Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится новая статья о публичных и непубличных обществах:
Статья 663. Публичные и непубличные общества
(по состоянию на 01.07.2018)
Публичным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65 3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65 3) или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Комментарий к статье 663 ГК
Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках, требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
Статьей установлено, что публичным хозяйственым обществом может быть только акционерное общество.
Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.
В статье 66.3 ГК РФ содержится ряд положений, которые могут быть включены в устав непубличного общества по единогласному решению участников (учредителей), например о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа части вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников.
Своим Письмом от 4 сентября 2014 г. № СА-4-14/17740@ ФНС РФ разъяснила каким должно быть полное и сокращенное фирменное наименование публичного и непубличного АО:
фирменное наименование публичного акционерного общества должно содержать указание на то, что такое общество является публичным. При этом, по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное название общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное — полное или сокращенное название общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО»;
в полном фирменном наименовании непубличного АО должны быть указаны слова «акционерное общество», в сокращенном — «акционерное общество» или «АО».
Понятие «публичные акционерные общества»
в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ»
В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» новая редакция статьи 97 ГК развивает и детализирует понятие публичное общество в отношении АО:
Статья 97. Публичное акционерное общество
(по состоянию на 01.07.2018)
Редакция ст. 97 ГК РФ до 01.09.2014 | Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014 (в редакции Закона № 99-ФЗ) |
---|---|
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. |
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах. |
Комментарий к новой редакции статьи 97 ГК
Статьей 97 ГК устанавливается дополнительное требование к фирменному наименованию публичного акционерного общества — оно может (но НЕ должно) содержать указание на его публичность. Полагаю, что это может выглядеть так: «Публичное акционерное обществао «Однодневка». При этом (по логике законодателя) сведения о публичности заявить авансом, т.е. — еще при регистрации АО.
Другим обязательным требованием становится число членов наблюдательного совета — не менее 5.
Следует ожидать, что законодатель детализирует требования и положения о публичности, правах акционеров и прочих положений в законе об АО.
Статья написана и размещена 17 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 10.05.2014, 25.09.2014, 04.07.2017
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019
Полезные ссылки по теме «Публичные и непубличные общества»
Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ
Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):
Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)
Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:
Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)
Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)
Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)
Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)
Создание организации
Юридическое лицо — понятие и виды
Подготовка и оформление документов для регистрации
Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции
Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате
Печать организации
Открытие расчетного счета в банке
Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ
Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных
Реорганизация юридического лица
Способы ликвидации организации
Tags: публичные, непубличные, общества, публичные общества, непубличные общества, изменения, Гражданский кодекс
yuridicheskaya-konsultaciya.ru
Публичные и непубличные общества и другие изменения ГК РФ
1 сентября 2014 года вступил в силу важный закон ФЗ № 99 от 05.05.2014г., который внес существенные изменения в Гражданский кодекс и в регулирование деятельности юридических лиц. Нововведения коснулись как классификации и определения юрлиц, так и более частных моментов: общих собраний, возможности наличия сразу нескольких генеральных директоров, возникновения новых документов – корпоративный договор и многое другое.
Нормативный акт и сейчас вызывает немало споров и разночтений, так как еще не все изменения прописаны в других законах и есть ряд вопросов по реализации тех или иных нововведений. Давайте разберемся, что же изменилось в Гражданском кодексе.
Классификация юридических лиц
Теперь в Гражданском кодексе выделяется четыре подгруппы для юридических лиц:
- коммерческие;
- некоммерческие;
- унитарные;
- корпоративные.
Новыми среди этого списка стали понятия «Унитарные юридические лица» и «Корпоративные юридические лица».
Корпоративные юридические лица
Особенностью данной формы юридического лица является участие их учредителей в формировании высшего органа в нем (п. 1 ст. 65,3 ГК РФ). Такими формами могут обладать:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- крестьянские хозяйства;
- хозяйские партнерства;
- производственные кооперативы;
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- союзы и ассоциации;
- товарищества собственников недвижимости;
- казачьи общества;
- общины коренных многочисленных народов.
Унитарные юридические лица
К ним относятся юридические лица, в которых учредители не стали их участниками и поэтому не обладают их членством. Формы организаций являющиеся унитарными:
- ГУП;
- МУП;
- Религиозные организации;
- Фонды;
- Автономные некоммерческие организации;
- Учреждения;
- Публично-правовые компании.
Обладание полной информацией позволяет понимать, каким образом формируются органы управления в той или иной форме юридического лица. Нововведения также затронули способы изменения формы юридического лица и информации об этом.
Публичные хозяйственные общества
Публичное акционерное общество (ПАО) представляет форму организации, при которой ценные бумаги и акции обращаются и размещаются на условиях полной публичности. Прекращение обращения акций на рынке может привести к переходу данной формы в непубличную. С 1 сентября 2014 года все ОАО, соответствующие определению публичности автоматически стали ПАО.
Законом установлена компетенция общего собрания акционеров, не подлежащая расширению уставом. В данной форме юридического лица формируется наблюдательный совет, состоящий не менее чем из пяти членов общества.
Ведением реестра акционеров, а также исполнением функций счетной комиссии занимается специальная, имеющая лицензию на занятие данной деятельностью, независимая организация. Начало действия закона об обязательном ведении реестра акционеров регистратором – 1 октября 2014 года (ФЗ № 142 от 02.07.2013г.).
По наличию количества акций и голосов у акционеров нет ограничений, и вся информация об этом относится к публичной, что закреплено на законодательном уровне.
Непубличные хозяйственные общества
С 1 сентября 2014 года все остальные общества, кроме публичных, относятся к непубличным, касается это ООО и ЗАО. При этом общества с ограниченной ответственностью переименовывать не нужно, а вот закрытые акционерные общества должны убрать из своего наименования слово «закрытое», оставив только АО.
Непубличное акционерное общество имеет существенное различие с публичным обществом и связано это с тем, что у них больше полномочий по формированию органов управления. Общее собрание имеет полномочия, которые установлены законом и могут дополняться уставом общества. Также эти полномочия могут передаваться и ЕИО, сформированному наблюдательному совету. У непубличного общества имеется право не создавать ревизионную комиссию.
В своем уставе общество может указать порядок и сроки созыва общего собрания акционеров, способы их уведомления об этом событии.
Обратите внимание, что теперь независимую аудиторскую проверку нужно проходить всем АО раз в год как публичным, так и непубличным. Независимо от годовой выручки и иных критериев. ООО также вправе проводить годовой аудит, но либо по желанию, либо если это предусмотрено российским законодательством.
У корпорации может быть 2 генеральных директора
С новыми поправками у корпорации могут произойти серьезные изменения, которые касаются назначения органов управления обществом. В уставе компании можно будет указать на определение полномочий единоличного исполнительного органа одновременно нескольким генеральным директорам. Их полномочия могут состоять в разделении их решений или же объединении и все это можно прописать в уставе. В роли единоличного исполнительного органа могут быть определены юридические лица и также физические лица (ст. 65,3 п. 3).
По принципу двух ключей будут защищаться интересы участников обществ. Суть такой работы состоит в том, что каждый из участников общества имеет право на назначение директора для управления определенной категорией вопросов. Имеется возможность для совместной работы всех директоров в целях одобрения определенного рода сделок. В зарубежной практике существует опыт коллегиального исполнительного органа управления, а в России только еще думают над созданием такой сложной структуры управления. C этой целью Министерством экономического развития в существующие законы об АО И ООО будут вносить изменения.
Планируется указать следующий порядок создания нескольких исполнительных органов правления. Если у общества планируется вводить сразу несколько ЕИО, то необходимо в уставе прописать каким образом будут приниматься решения по ключевым вопросам: совместно или по отдельности каждым управленцем. При этом нужно указать, что третье лицо, которое будет использовать принятое решение, может полагаться на неограниченные полномочия ЕИО. Исключениями являются следующие случаи:
- в уставе указано, что в обществе полномочия ЕИО предоставлены сразу нескольким лицам, о чем есть запись в ЕГРЮЛ;
- осведомленность третьего лица об имеющихся ограничениях в полномочиях ЕИО. Публичная публикация устава не является доказательством такой осведомленности.
Удостоверение решения общего собрания общества
В соответствии с новыми поправками в Гражданском кодекс принятое решение участниками общего собрания общества подтверждается следующими способами.
- Публичное акционерное общество (ПАО) принимает решение общего собрания, которое подтверждается уполномоченным лицом, либо тем, кто ведет реестр акционеров или же лицом, выполняющим функции счетной комиссии.
- Непубличное акционерное общество (АО) принимает решение общего собрания, которое удостоверяется в нотариальной форме, либо лицом, которое ведет реестр, либо тем, кто выполняет функцию счетной комиссии.
- В ООО решения общего собрания удостоверяются нотариально либо согласно уставу единогласно решением общего собрания участников.
Для ООО не желающего удостоверять решения собрания нотариальным способом имеется возможность делать это иным способом, который должен быть указан в уставе общества. В качестве способов удостоверения можно использовать следующие виды:
- с помощью подписания решения всеми участниками собрания, которые присутствуют, включая секретаря комиссии и председателя;
- с помощью большинства участников проголосовавших и обменявшись информацией электронным способом связи.
Выбор наиболее подходящих способов принятия решения и узаконивания его в рамках общества является защитой от голосования против одного из участников, влияющего на все решения отрицательным образом.
Корпоративный договор
Для участников хозяйственных публичных и непубличных обществ в Гражданском кодексе появилась отдельная статья о корпоративном договоре. Этот документ устанавливает правила голосования на общем собрании. Также в этом договоре можно указывать порядок приобретения либо отчуждения долей в уставном капитале общества и когда можно воздерживаться от их отчуждения.
Если условия корпоративного договора будут нарушены, то все убытки, возникшие по этой причине, могут быть взысканы в судебном порядке, собственно, как и принятые решения, противоречащие договору. Вся информация о заключении договора должна раскрываться на законных основаниях.
В непубличном обществе информировать о заключении корпоративного договора необходимо только его участников. Вся содержащаяся в нем информация носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. У участников такого общества объем прав прямо пропорционален их долям. По новым правилам эту ситуацию можно изменять и вносить сведения об этом в ЕГРЮЛ.
Корпоративный договор может быть заключен не только между членами общества, но и с кредиторами или иными третьими лицами. Целью такого договора является определение полномочий и порядка действий при решении вопросов, связанных с осуществлением корпоративных прав. То есть участники общества теперь могут возложить свои права на третьих лиц при решении вопросов корпоративного плана: голосование на собрание, отчуждение и приобретение долей.
Исключение участника из корпорации
Если участник общества в результате неправомерных действий третьих лиц утратил свою долю и понес убытки в связи с этим, то он вправе требовать в судебном порядке восстановление своих утраченных прав и всех затрат в связи с этим.
Обязанности участников общества:
- акционеры должны принимать участие в установленном порядке и сроки в образовании имущества корпорации;
- сохранять конфиденциальную информацию и не разглашать ее никому;
- принимать полное участие в решении всех важных вопросов;
- не совершать такие действия, которые могут навредить корпорации.
Министерство экономического развития планирует узаконить требование о том, что акционеры вправе требовать исключение одного или ряда лиц, которые обладая статусом акционера, принимают решения или ведут деятельность, которая вредит целям и достижениям общества. При этом акции должны быть приобретены кругом акционеров. Если же в уставе указаны положения, которые касаются мер, применяемых к виновным лицам, то суд вправе отказать в удовлетворении иска иным способом, чем указано в уставе.
Ответственность дочерних юридических лиц
В связи с возникшими вопросами по поводу согласия, которое должно давать основное общество дочернему, Министерство экономического развития предложило внести изменения в закон.
- Если сделка дочернего общества заключена с согласия или для целей необходимых основному обществу, то она считается законной, и тогда основное общество будет отвечать солидарно по обязательствам с дочерним.
- Должен быть заключен договор между основным и дочерним обществами, в котором должно быть указано право основного общества давать дочернему обществу указания.
- Заключенной считается только та сделка, которая получила одобрение от основного общества на основании договора между основным и дочерним обществом. У дочернего общества имеется право ограничения ответственности основного общества.
Реорганизация юридического лица
Как и раньше реорганизация юридических лиц возможна в пяти вариантах: преобразование; выделение; слияние; присоединение; разделение. Однако теперь возможна реорганизация юрлица:
- с одновременным сочетанием различных ее форм;
- с участием двух и более юрлиц (в разных организационных формах, если законом разрешена подобная реорганизация).
При этом Общества теперь, как и хозяйственные товарищества, не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации и в унитарные коммерческие организации Также упрощена процедура преобразования одного общества в другое, АО в ООО. Теперь не нужно уведомлять о начале процесса кредиторов, в СМИ. Права и обязанности останутся неизменными. А при слиянии и присоединении больше не понадобится передаточный акт. Также упразднено понятие «Разделительный баланс», вместо него нужно оформлять передаточный акт и то только при разделении и выделении.
Недействующие юридические лица
Юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность, если в течение 12 месяцев не представляет отчетность, а также не осуществляет операций по счетам. Запись о такой организации исключается из ЕГРЮЛ по закону.
Обратите внимание, что ФЗ № 99 от 05.05.2014г. упразднил такую организационную форму, как общество с дополнительной ответственностью (ОДО).
Подытожим:
Итак, как видите, было внесено множество изменений в Гражданский кодекс с 1 сентября 2014 года, касающихся юридических лиц. Многие из них значительно упрощают деятельность организаций, например, это касается реорганизации, другие же, напротив, усложняют, как например, новая классификация юрлиц, изменения наименований, обязательное заверение решений общих собраний и т. д. Безусловно, это не последние поправки, но за последнее время они оказались самыми существенными и многочисленными. Также будут внесены ближайшее время сопутствующие изменения в те отдельные нормативные акты, которые затронули новые положения кодекса, например, в Закон об АО, ООО и т. д. Будьте внимательны, следите за обновлениями, а мы Вам в этом поможем своими статьями и новостями.
См. также:
Понравилась статья? Расскажите о ней своим друзьям
www.reghelp.ru
Публичные и непубличные общества | Сам себе адвокат
Федеральным законом 05.05.2014 N 99-ФЗ внесены существенные изменения в корпоративное законодательство .Часть изменений затронула общие положения о юридических лицах, в частности изменились организационно-правовые формы юридических лиц и их классификация.
Коммерческие организации — преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности подразделяются на:
— Хозяйственные общества
— Публичные общества.
— Непубличные общества
Упраздняются (не создаются и не могут быть зарегистрированы):
— общества с дополнительной ответственностью;
— типы акционерных обществ — открытое и закрытое.
Хозяйственные товарищества
— полное товарищество
— товарищество на вере (коммандитное товарищество)
— КФХ
— хозяйственные партнерства
— производственные кооперативы
Названным законом вводятся понятия публичных и непубличных обществ. Цель этого деления – установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).
Данное деление проводится только среди хозяйственных обществ то есть ООО, АО и не затрагивает иные формы коммерческих корпоративных юридических лиц (например, хозяйственные товарищества).
Публичным признаётся акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК Р).
Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Непубличными обществами являются.
1. Общество с ограниченной ответственностью;
2. Акционерное общество:
— устав и фирменное наименование которого не содержит указание на то, что общество является публичным;
— чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично не размещаются (путем открытой подписки) или публично не обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
3. Общество с дополнительной ответственностью.
С 01.09.2014 г. общества с дополнительной ответственностью упраздняются. К таким обществам, созданным до указанной даты, применяются нормы главы 4 ГК РФ в новой редакции об обществах с ограниченной ответственностью. Соответственно, такие общества также должны приравниваться к непубличным обществам.
Таким образом, с 01.09.2014 г. упраздняется деление акционерных обществ на закрытые и открытые. АО таких типов теперь. не могут быть созданы.
С учетом новых требований фирменные наименования хозяйственных обществ должны будут иметь следующий вид:
— публичного акционерного общества — «Публичное акционерное общество «Армаис» ;
— непубличного акционерного общества — «Акционерное общество «Армаис» ;
— общества с ограниченной ответственностью — «Общество с ограниченной ответственностью «Армаис» .
При этом у обществ остается право иметь также и сокращенное фирменное наименование.
В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество».
С 1 сентября 2014 года:
— положения Закона об АО, регулирующие ОАО, применяются к публичным акционерным обществам в части, не противоречащей ГК в новой редакции ;
— к ЗАО применяются нормы главы 4 ГК РФ (в новой редакции) об АО. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.
До 01.09.2014 г. основным классифицирующим признаком для деления акционерных обществ на открытые и закрытые служило количество акционеров (50 и менее — для закрытых и более 50 — для открытых).
Таким образом, главным критерием деления на публичные и непубличные АО является публичное размещение акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции (право их публичного размещения), или их публичное обращение на установленных условиях.
Требований к максимальному количеству акционеров непубличных, как и публичных АО нет, поэтому оно может быть любым. Остается действовать требование о том, что акционерное общество должно иметь, по меньшей мере, одного акционера, который в свою очередь не может быть другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, если иное не установлено законом.
Для ООО требование о максимальном количестве участников (не более 50) остается, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до указанного предела . Требование о типе АО, в которое должно быть преобразовано ООО, с 01.09.2014 г. исключено. В подобной ситуации ООО само сможет определить, будет оно публичным или непубличным АО с соблюдением требований о публичном размещении акций, ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Также для ООО остаются в силе требования о минимум одном участнике и о невозможности иметь в качестве единственного участника ООО другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Непубличные акционерные общества как лица, не имеющие право размещать публично свои акции, иные ценные бумаги, конвертируемые в акции, близки в этом к ЗАО, а публичные общества близки в этом к ОАО.
Вместе с тем это не означает, что ОАО обязательно будет приравниваться к публичному АО. Публичными будут признаваться лишь те АО, которые отвечают признакам публичных АО. Например, если акции ОАО размещались только при его учреждении по закрытой подписке и не размещались публично, то такое общество будет непубличным, однако иное может быть установлено его уставом.
Непубличное АО (в том числе созданное до 1 сентября 2014 года как ЗАО) вне зависимости от числа его акционеров может приобрести статус публичного АО путем указания в своем фирменном наименовании, что общество является публичным и внесения ЕГРЮЛ сведений о таком фирменном наименовании .
В целом, законодательные требования к деятельности публичных обществ более строгие, чем к деятельности непубличных, в отношении которых законодатель допускает больше испозитивности в регулировании, например, по вопросам управления в обществах . Установление более строгих требований к публичным обществам связано в первую очередь с тем, что их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.
Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ
Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.
Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации.
К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны.
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии
Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).
Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.
Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.
Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких мероприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.
С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.
Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.
Дальнейшая судьба ЗАО
В связи с делением АО на публичные и непубличные возникает естественный вопрос о судьбе ЗАО. С ними не происходит никакой революции. Хотя такой тип акционерного общества не предусмотрен в новой редакции главы 4 ГК, она не запрещает использовать в непубличном акционерном обществе механизм, который является основным признаком закрытых обществ, а именно контроль персонального состава участников (преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых отдельными акционерами третьим лицам). Запрет на использование этого механизма установлен только в отношении публичных обществ, следовательно, непубличных обществ он не касается. Просто если раньше этот механизм был обязательным (императивным) для ЗАО, то теперь в связи с исчезновением из законодательства такого типа акционерного общества этот механизм превращается в право по выбору для непубличных обществ. То есть этот механизм может применяться по усмотрению акционеров непубличных акционерных обществ. Для этого его надо включить в устав, а бывшим ЗАО достаточно сохранить его в уставе.
Устранение из фирменного наименования АО слова «закрытое» не препятствует применению преимущественного права приобретения акций, если общество отвечает признакам непубличного.
Но при этом нужно учитывать следующее обстоятельство. Согласно пункту 9 статьи 3 закона № 99-ФЗ, с 1 сентября 2014 года к ЗАО применяются нормы новой редакции ГК об акционерных обществах. А специальные положения закона № 208-ФЗ о ЗАО применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Это значит, что как только общество уберет из своего фирменного наименования слово «закрытое», оно не сможет опираться на нормы закона № 208-ФЗ, регулирующие деятельность ЗАО. В том числе для него перестанут действовать те положения закона № 208-ФЗ, которые регулируют порядок реализации преимущественного права приобретения акций. Поэтому порядок реализации этого права теперь нужно указать в уставе (если в нем нет соответствующих положений). Для этого не обязательно дублировать в уставе соответствующие нормы закона № 208-ФЗ, учитывая, что они все равно потеряют силу для общества. Можно предусмотреть любой разумный порядок реализации преимущественного права.
Бывшие ОАО, которые попадут в категорию непубличных обществ, тоже смогут применять преимущественное право приобретения акций, если включат соответствующие положения в устав. Включение в устав непубличного акционерного общества норм о преимущественном праве или установление особого порядка реализации этого права осуществляется большинством в ¾ голосов участников собрания
pershickow.ru
Публичные и непубличные общества: закон и правила регулирования
В связи с проведенной реформой корпоративного права изменилась классификация хозяйственных обществ, ставшая привычной за достаточно продолжительный период существования. Теперь нет ОАО и ЗАО. На смену им пришли публичные и непубличные хозяйственные общества. Далее рассмотрим изменения более подробно.
Новые категории: первые сложности
Итак, вместо ОАО и ЗАО появились публичные и непубличные общества. Закон изменил не только непосредственно определения, но и их сущность и признаки. При этом категории не стали равнозначными. Так, ЗАО не может стать автоматически непубличным, так же как и ОАО – публичным. Принятые формулировки норм могут быть истолкованы двояко. Разъяснений на сегодняшний день недостаточно, а судебная практика отсутствует вовсе. В связи с этим неудивительно, что компании могут столкнуться со сложностями в процессе самоопределения.
Цели новой классификации
Зачем нужно было вводить публичные и непубличные общества? Правила регулирования внутрикорпоративных отношений, существовавшие для ЗАО и ОАО, по мнению нормотворцев, оказались недостаточно четкими. Новая классификация, предположительно, должна установить дифференцированные режимы управления для компаний, отличающихся характером оборота ценных бумаг и долей, а также количеством участников.
Суть и признаки ПО
Публичным следует считать акционерное общество, в котором акции и ценные бумаги, конвертируемые в них, размещаются посредством открытой подписки или публичного оборота в соответствии с условиями, установленными нормативными актами. Оборот осуществляется внутри неопределенного круга участников. Публичное общество отличается динамично меняющимся и неограниченным субъектным составом. Открытость означает, что компания ориентирована на широкий круг участников. Для публичного общества характерно большое число разноплановых акционеров. Для соблюдения баланса интересов участников деятельность в таких АО регламентируется преимущественно императивными нормами. Они предписывают стандартные, однозначные правила поведения корпоративных участников. Использование положений, которые не допускается изменять по усмотрению преобладающих субъектов компании, гарантирует привлечение инвестиций.
Деятельность ПО
Публичными обществами осуществляется заимствование на рынке акций среди неограниченного числа лиц. Эти корпорации охватывают широкий круг разноплановых инвесторов. В частности, ПО взаимодействуют с государством, банками, инвестиционными компаниями, фондами коллективного и пенсионного инвестирования, мелкими индивидуальными субъектами. Деятельность, которую осуществляют публичные общества, как выше было сказано, регулируется императивными нормами. Это указывает на относительно невеликую свободу внутрикорпоративной организации.
Сущность НО
Непубличным считается общество, не отвечающее признакам, установленным законом для публичной компании. Указанные критерии приведены в ст. 66.3 ГК. НО – корпорации, которые размещают ценные бумаги внутри заранее установленного круга субъектов. Они не выходят в открытое обращение. Кроме этого, НО основываются на малооборотном активе – долях уставного капитала ООО. Публичные и непубличные общества отличаются используемыми механизмами управления внутрикорпоративными отношениями. Так, НО могут применять особые методы контроля субъектного состава участников. Они обладают большей свободой внутрикорпоративной самоорганизации.
Особенности функционирования НО
Деятельность, которая осуществляется непубличными обществами, регламентируется преимущественно диспозитивными нормами. Они допускают введение индивидуальных порядков поведения участников компании по их усмотрению. Непубличными обществами не осуществляется заимствование на рынке акций.
Нормативное разделение
На сегодняшний день граница между императивным и диспозитивным управлением проходит между АО и ООО. Реформа ГК несколько сдвинула ее. Однако, по мнению некоторых критиков, анализирующих порядки, по которым существуют сегодня публичные и непубличные акционерные общества, происходит некоторое смешение разных видов компаний при отнесении их к какой-либо из категорий. Однако на этот счет есть и иное мнение. При включении корпораций в публичные и непубличные акционерные общества основополагающие различия между субъектами под сомнение не ставится. Достаточно четко выражены особенности оборота ценных бумаг и долей, что является основным признаком для классификации. Разделение на публичные и непубличные общества сведено исключительно к попытке сформировать общие режимы управления. При этом расширение влияния диспозитивных норм не распространяется на особенности, отличающие оборот ценных бумаг. В связи с недостаточной практикой и отсутствием ряда четких формулировок отнесение некоторых АО в публичные и непубличные общества затруднено.
Сравнительная характеристика
Публичные и непубличные общества главным образом отличаются способом, который используется при размещении ценных бумаг. Как осуществляются эти процедуры в НО и ПО, описано выше. Под публичным размещением ценных бумаг понимают отчуждение посредством открытой подписки. Она представляет собой способ увеличения объема уставного капитала корпорации. ПО осуществляет возмездное размещение дополнительного количества акций в процессе эмиссии среди неограниченного круга субъектов. Метод отчуждения ценных бумаг вносится в решение об их выпуске. Данный документ утверждается на совете директоров и проходит регистрацию у госрегулятора рынка. Раньше в качестве него выступали ФСФР РФ и ФКЦБ РФ. В настоящее время госрегулятором на рынке является ЦБ РФ. После регистрации документ должен храниться у эмитента. По тексту решения можно установить, была ли осуществлена открытая подписка дополнительного числа акций или нет. Публичные и непубличные общества различаются и по способу обращения ценных бумаг. Оборот представляет собой процесс заключения гражданско-правовых сделок. Они влекут переход права собственности на акции (ценные бумаги) после первого их отчуждения, следующего за их выпуском эмитентом (вне процедуры эмиссии).
Признаком публичного акционерного общества выступает открытое обращение. Что это значит? Под данным термином следует понимать оборот ценных бумаг (акций) в пределах организованных торгов. Публичное обращение может также осуществляться посредством предложения их неограниченной массе субъектов. В числе способов реализации данной возможности присутствует и реклама. Данные положения установлены в ст. 2 ФЗ №93, регламентирующем функционирование рынка ценных бумаг. Следует отметить, что обращение акций может осуществляться разными методами. В частности, оно может представлять собой разовое мероприятие. В этом случае обращение имеет ограничения по времени. Это, например, может быть продажа на торгах, аукционе широкому кругу лиц. Также обращение может иметь неограниченную длительность. Например, это происходит, когда оборот осуществляется на биржах ценных бумаг.
fb.ru
Статья 66.3 ГК РФ. Публичные и непубличные общества
Гражданский кодекс Российской Федерации:
Статья 66.3 ГК РФ. Публичные и непубличные общества
1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными.
3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:
внесения изменений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;
реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;
определения количественного состава коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;
определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;
утверждения не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов (пункт 5 статьи 52) хозяйственного общества;
2) о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
3) о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
4) об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
5) о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании непубличного общества и на получение информации о нем;
6) о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества;
7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника общества с ограниченной ответственностью в уставном капитале общества;
8) об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом или законом об акционерных обществах;
9) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.
4. В случаях, если положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами обязательному включению в устав непубличного хозяйственного общества, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники этого общества.
Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции
logos-pravo.ru
Публичные и непубличные акционерные общества
Акционерные общества. В современной России их более 300 тысяч, они присутствуют во всех основных отраслях экономики.
Из них наиболее известны крупнейшие, например, такие гиганты как ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Сбербанк» и другие.
Тем, кто прочитал предыдущий материал, наверняка известно, что акционерные компании бывают публичными или непубличными. Давайте разберемся, в чем между ними разница.
Обращение на бирже
Акции непубличной компании не могут обращаться на бирже, их нельзя предложить для покупки неограниченному кругу лиц.
Это основной момент. Для выхода на торговую площадку акции ПАО должны быть понятны для инвесторов. Деятельность такого общества оперативно раскрывается всем заинтересованным лицам. Это делается для повышения доверия к экономическому субъекту, а также для того, чтобы все акционеры имели равную возможность оценить перспективы корпорации, примерную стоимость ценных бумаг и влияние на нее внутренних факторов.
Преимущественное право
Уставом непубличной компании могут быть установлены ограничения на продажу акций.
В нем может быть установлено преимущественное право приобретения акционерами акций, продаваемых другими акционерами, по установленной цене.
Преимущественное право по общему правилу действует пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из акционеров.
Что это значит? Например, всего размещено 100 акций по цене 1 рубль. Один из акционеров, у которого 50 акций решил их продать. У оставшихся двух акционеров по 20 и 30 акций соответственно.
Это значит, что в случае, когда оба оставшихся акционера захотят выкупить пакет продаваемых акций (50 штук), то первый сможет претендовать на 20 штук, а второй на 30 штук – пропорционально их текущему участию в капитале АО.
Уставом непубличного общества, предусматривающим преимущественное право его акционеров на приобретение отчуждаемых по возмездным сделкам акций, может быть предусмотрено также преимущественное право непубличного общества на приобретение отчуждаемых акций в случае, если его акционеры не использовали свое преимущественное право.
Открытая подписка
Совсем другое дело с публичными акционерными обществами. Они имеют право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. То есть направлять эти ценные бумаги в публичную продажу, заранее не зная, кто и в каком количестве их приобретет.
По этой причине акции непубличных обществ не могут обращаться на бирже, это удел акций публичных АО.
Однако, вне зависимости от того, акционером какого общества вы являетесь, для защиты своих прав нужно хорошо изучить как минимум два документа. Во-первых, федеральный закон «Об акционерных обществах», а во-вторых, Устав акционерного общества.
Остается верить, что Вы прислушаетесь к нашему совету и прочтете все от «корки до корки».
Подводя итог, обращаем ваше внимание на три очень важных момента.
Во-первых, владельцы акций как публичного, так и непубличного общества могут продавать свои ценные бумаги самостоятельно, не спрашивая согласия других акционеров или руководства корпорации.
Но, если вы решили продать акции непубличного общества, то нужно внимательно изучить Устав АО.
Если в нем установлено преимущественное право акционеров на приобретение акций, то следует сообщить о своем решении руководству АО, которое известит других акционеров.
Возможно, они против появления среди владельцев акций общества новых лиц и выкупят Ваши акции.
В соответствии с законом, у других акционеров есть такое право. Это – второй момент, на который мы хотели обратить ваше внимание.
И, наконец, момент третий. У акционеров публичного общества отсутствует преимущественное право на покупку акций других акционеров. Поэтому акции из своего портфеля ценных бумаг вы можете продавать кому угодно – без оглядки на других совладельцев компании.
А теперь, разобравшись с типами акционерных обществ попробуем изучить типы акций.
Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео о понятии публичных и непубличных обществ:
profin.top
0 thoughts on “Акционерное общество публичное и непубличное – 66.3. /”