Бетонная дорога своими руками – используемые материалы. Монтаж опалубки и армировка. Заливка бетона и финишная обработка
Строительство бетонных дорог: технология, конструкция, выполнение работ
Главный материал, применяемый для обустройства дорог – асфальт. Спустя несколько лет такое покрытие нуждается в ремонте, потом его эксплуатационные свойства ежегодно восстанавливаются. Бетонное покрытие гораздо лучше асфальтового, однако применяется оно ограниченно. Этому есть свои причины, связанные с недостаточным финансирование, низким производительным уровнем, особенностями климатических условий, недостаточным количеством цемента нужных марок, рельефными участками местности. Эта технология в России особой популярностью пока не пользуется, так как дороги из асфальта обходятся значительно дешевле. Однако отметим, что постепенно стоимость данных видов полотна медленно уравнивается. Начинает вестись строительство бетонных дорог, мостов, взлетно-посадочных полос на аэродромах.
Преимущества бетонных дорог
Такие покрытия обладают определенными достоинствами:
- дорога из бетона отличается хорошей прочностью, в ремонтных работах не нуждается. Покрытие способно эксплуатироваться не менее четырех десятков лет, а для асфальта этот срок ограничен десятилетием с ежегодными ремонтами;
- автомобильная техника расходует меньшее количество горючего. Связано это с тем, что во время движения большегрузного автомобиля дорожный бетон не подвергается деформированию, от чего транспортному средству необходимо для перемещения на пятую часть топлива меньше;
- покрытие отличается устойчивостью к резким изменениям климатических условий. На него не оказывают влияния проливные дожди либо резкие перепады температурного режима;
- происходит сохранение чистоты воздуха, ведь автомобилям необходимо меньшее количество горючего, выхлопные газы которого загрязняют окружающую среду;
- природные ресурсы расходуются экономно. Для изготовления бетона необходим известняк, а для получения асфальта используется нефть.
Технология строительства
Устройство бетонных дорог включает в себя определенные этапы:
- Готовится грунтовое основание. Его укатывают для достижения нужной плотности, при необходимости – увлажняют либо просушивают.
- Организуется отведение воды, чтобы продлить эксплуатационный период полотна и придать езде безопасность.
- Устраивается подстилающий слой. Он представляет собой песчаную прослойку, толщина которой составляет до двух до четырех десятков сантиметров.
- Выполняется сборка опалубочной конструкции. Элементы ее изготавливаются из пиломатериалов, при этом учитывается высота заливки.
Если вода просачивается в грунт, дорожное покрытие постепенно разрушается.
Технология строительства сложная, и каждый этап будет рассматриваться подробно.
Структура бетонной дороги
Полотно включает в себя определенные слои:
- подстилающий – для его устройства используют щебенку, которая дренирует грунтовую воду, и песок, с чьей помощью компенсируются возникающие нагрузки;
- укрепляющий – представлен низкосортным бетоном, связывающим подсыпной слой;
- дорожное полотно – бетонная поверхность.
Конструкция бетонной дороги под тяжелые автомобили выполняется из напряженного и ненапряженного железобетона, арматурная каркасная основа в которых не дает возможности камню растрескиваться от тяжести грузовых машин.
В частных видах строительных работ или при обустройстве бетонного покрытия дорог на перенасыщенных влагой грунтах на песчаную подушку выкладывается гидроизоляционный материал, предотвращающий сильное намокание дорожного полотна, последующую за этим коррозию камней и арматуры. В качестве гидроизолирующего материала применяют обычный рубероид.
Выполнение работ
Более подробно разберемся, что собой представляет тот или иной строительный этап бетонирования автодорог.Подготовка
Сложность представляют земляные работы, да и стоят они достаточно дорого. Их началу предшествует составление подробного проектного решения, выводы которого основаны на геологических исследованиях местности. Если есть такая возможность, то бетонирование дорог выполняют горизонтально, снимая небольшие холмы или закладывая в углубления уплотненную породу.
Если ведется строительство крупной автомобильной магистрали, то слой плодородной земли снимается в полном объеме, а для устройства бетонной дороги во дворе достаточно будет удалить от пятнадцати до двадцати сантиметров почвы.
Подготовленная основа уплотняется катками и вибрационными механизмами, отличающимися большим весом.
Данный этап считается ответственным моментом, так как от прочности основы зависит показатель жесткости и целостность дорожного покрытия, даже когда динамические нагрузки довольно интенсивны.
Во время выполнения земляных работ продумывается устройство дренажной системы, чтобы была возможность отвода грунтовой и дождевой влаги. С этой целью основу выводят в плоскости, уклонный угол которой составляет от двух до четырех градусов. По бокам дороги устанавливают желоба из бетона или устраивают откосы естественного типа, по склонам которых вода будет попадать в приемные колодцы либо уходить в грунт.
Подстилочный слой
Устраивается песчаная подушка, толщина которой равна двадцати – сорока сантиметрам. Этот элемент можно не делать, но он отлично защищает от поступающей из земли влаги, улучшает процесс дренажа. Подстилочная прослойка необходима, чтобы предотвращать размытия и вспучивания во время морозов, что приводит к образованию впадин и трещин в монолитном бетоне.
Больше всего проблем появляется на глиняных, торфяных и иных участках местности, способных удерживать в себе воду. В большинстве случаев такие слои частично удаляют, дно засыпают крупными камнями и гравием. Укатанный слой по высоте достигает тридцати сантиметров. От подобной подготовки будут зависеть расходы и время, необходимое для строительства.Минимальное значение толщины основы зависит от вида грунта и климатических условий. Определяют ее по специальной таблице. Если слой выкладывается из различных материалов, то между ними расстилается геотекстиль.
Выравнивают слои в соответствии с запроектированными уклонами. Каменные засыпки укрепляются вяжущими материалами – цементом, гранулированным шлаком от металлургического производства, в который добавлена негашеная известь, золой теплоэлектростанций, молотым шлаком.
Опалубка
Для изготовления этой конструкции применяют доски, высота которых соответствует уровню заливки бетона для дороги. Как правило, равна она десяти – пятнадцати сантиметрам. Определяясь с ее размерами, необходимо учесть, что по краям бетона устраиваются ребра, улучшающие прочность. Толщина досок не должна быть менее 5-ти см. Каждый элемент конструкции должен покрываться специальным составом, который облегчит отсоединение от застывшего бетона.
К деревянным опалубочным щитам предъявляются требования по уровню прочности от распора их свежей бетонной массой и усилий, которые возникнут в результате трамбовки.
Если применяется тяжелая техника для строительства дорог из бетона, которой уплотняется бетон, то следует устанавливать опалубку, изготовленную из стального материала. Прослужит она значительно дольше. В основе каждого элемента заложена подошва, улучшающая устойчивость.
Опалубочные секции выставляются в одну линию, прочно фиксируются. Это особенно важно, если вибрирование бетонной массы выполняется тяжелыми механизмами. В местах, где уровень основания снижается, под опалубку льется тощий бетон, чтобы улучшить устойчивость.
Армирование
Если технологический процесс устройства бетонной дороги предполагает такой вид работ, то арматура должна представлять собой металлическую сетку, площадь ячеек в которой достигает 150 мм. кв. Такой выбор материала даст возможность избегать расширений и появления трещин в бетонной толще.
Укладка арматурной сетки выполняется в процессе заливки бетонной смеси на высоте в три – четыре сантиметра от нижнего уровня. Перед этим залитый бетон разравнивается, устилается каркасная сетка, при необходимости – фиксируется. Теперь можно продолжать работу.
Заливка
Подстилочная прослойка укрывается материалом, устойчивым к промоканию, гидроизоляцией, либо просто увлажняется. Дорожный бетон, соответствующий ГОСТу, выкладывается по толщине единым разом. Когда применяется армирование, то процесс выполняется этапами.
Бетон для дороги, марка которого отвечает всем требованиям, наносят быстро, так как он не отличается продолжительной жизнеспособностью. Добавлять воду в массу не рекомендуется, потому что ухудшатся механические свойства покрытия. Так как строительные объемы большие, к месту выполнения работ поставляют приготовленный в заводских условиях дорожный цемент. Смесь выгружают по одному кубометру и разравнивают, чтобы придать всему слою одинаковую плотность.
Оптимальный вариант укладки бетонного полотна – двумя или тремя слоями.
Уплотняется бетонная смесь специальными механизмами, представленными деревянными или металлическими брусами, на которые воздействую укрепленные на них пневмомолоты. Такое приспособление опускается в смесь, начинает перемещаться в ней. Обработав один участок, брус перемещают далее.
Если применяется армирование, то вибрационное устройство должно располагаться в пяти – семи сантиметрах выше верхнего края каркаса.
В специальной машине кроме вибрационного устройства имеется еще и разравнивающее приспособление, расположенное впереди.
Бетонный состав должен быть пластичным и достаточно подвижным, но не очень жидким, чтобы не мог оплывать, перетекая через опалубочные щиты. Все это негативно скажется на прочности покрытия.
Нарезка швов
Обязательное условие – устройство деформационных швов. Такой вид работы возможен при достижении бетоном определенного уровня прочности, составляющего 50 – 60 процентов. В таком виде полотно способно выдержать вес не только рабочего, но и специального инструмента для нарезки швов.
Таким образом компенсируется температурное расширение, которому в различной степени подвержен бетон. Сегменты дороги при сезонных изменениях не образуют трещин.
Распиловка выполняется расшивкой – специальным инструментом. Расстояния между швами определяются проектными расчетами. Как правило, для этого толщину монолитного покрытия умножают на тридцать.
Чтобы в такие швы не попадала влага, их заполняют мастикой.
Материалы для устройства полотна из бетона
М400 – универсальный бетонный состав. Прочность его позволяет выдержать нагрузки от различного колесного автотранспорта. Основу составляет портландцемент, обладающий устойчивостью к воздействию влаги. Добавляют в раствор и пластификаторы, чтобы улучшить показатели гидрофобности и прочности.
Бетонная смесь состоит из:
- цемента – 1 часть;
- щебенки – 5 частей;
- песка – 2 части.
Составы бетона и его характеристики указываются в строительном проекте.
Устройство покрытия из плит
Бетонные плиты для дороги изготавливаются следующим образом:
- Готовятся формы нужного размера, или выставляются опалубочные щиты.
- При необходимости готовится арматурный каркас, чтобы улучшить прочность плит.
- Заливка выполняется готовой бетонной смесью, желательно сразу выполнять трамбовку, чтобы удалить пузыри воздуха.
- Через некоторое время, когда бетон застынет, можно снять опалубку и дать плитам время для набора нужной прочности.
С помощью такого материала можно сделать бетонную дорогу своими руками. При соблюдении всех условий она отлично послужит вам долгое время.
Заключение
Бетонное покрытие дороги прочное, но нуждается в определенном уходе. Образовавшиеся трещины необходимо сразу заделывать, чтобы они не увеличивались в размерах. Для этого используют специальные шпатлевочные составы или бетонный раствор. Если образовался разлом, следует снять весь участок бетонного полотна.
betonov.com
Бетонная дорога: технология строительства
Основным материалом для строительства дорог является асфальт. Уже через три года для них требуется ремонт, а затем ежегодное восстановление эксплуатационных свойств. Бетонная дорога значительно превосходит асфальтную по многим параметрам, но ее применение ограничено.
Причины этого следующие:
- недостаточный бюджет строительства;
- низкая производительность;
- климат;
- транспортные нагрузки;
- нехватка необходимых марок цемента;
- рельеф местности.
В США национальным достоянием являются бетонные дороги (фото ниже).
Еще в 50-х годах в Америке и на Западе поняли их преимущество и строительство пошло полным ходом.
Раньше бетонные дороги в России выкладывались из плит, езда на автомобиле напоминала движение поезда на стыках рельсов. Сейчас ее заливают на месте и покрытие получается ровным.
Для чего нужны бетонные дороги?
Бетонная дорога имеет следующие преимущества:
- легкость приготовления бетонной смеси;
- высокая скорость укладки;
- высокая прочность и долговечность;
- гладкая поверхность, обладающая хорошим сцеплением с шинами;
- лучшая видимость по сравнению с асфальтом из-за хорошей отражающей способности.
Бетонные дороги обладают эксплуатационными преимуществами, которые заключаются в передаче нагрузки с жесткой бетонной плиты на большую часть основания. Особенно это проявляется в весенний период. Прогиб асфальта часто происходит необратимо, что видно по появлению колеи и волн. Бетонное покрытие подобный прогиб уменьшает, при этом достигается экономия топлива до 20%.
Экологические преимущества связаны с отсутствием загрязнения грунта нефтепродуктами, которые выделяются из асфальта. Снижение расхода топлива уменьшает выбросы в атмосферу. Считается, что более твердое покрытие издает больше шума, но подобное увеличение незначительно.
Влияние рельефа местности на строительство дорог
Автомобильная бетонная дорога возводится с помощью разных технологий. Каждый проект отличается. В горных районах дорога повторяет рельеф местности.
При строительстве магистралей его стараются спрямлять: впадины засыпаются, холмы срезаются, сквозь горы проводятся тоннели, строятся эстакады и мосты. Для обеспечения нормального скоростного режима строители стараются избегать крутых подъемов, спусков и поворотов.
Для разных конструкций дорог основная классификация делается по материалам верхнего покрытия, которым может быть асфальт или бетон. Асфальт необходимо ремонтировать уже через 3-4 года. Некоторые дороги большой протяженности начинают восстанавливать, когда строительство еще не закончено. Бетонная дорога обходится на 80% дороже, но она не требует ремонта первые 10 лет эксплуатации. Ее долговечность сокращает эксплуатационные расходы. Если укладка бетонной дороги выполнена качественно, она служит несколько десятилетий без капитального ремонта.
Структура дорожного полотна
Конструкция бетонных дорог выполняется из следующих слоев:
- дополнительный,
- подстилающий;
- бетонное покрытие.
Подготовка грунта
Заливке бетоном предшествует подготовка грунта и изготовление выравнивающего слоя. Грунт должен быть плотным. Это легко проверить, воткнув в него стальной прут толщиной до 12 мм. Он должен входить на глубину не более 60 см. Если уплотнение будет недостаточным, подушка в дальнейшем просядет и бетон разрушится.
Грунт предварительно укатывают. Особенно этому уделяют внимание при его подсыпке. В этом случае укатка производится послойно. Уплотнение грунта делается при оптимальной влажности. Количество проходов и тип катка следует подбирать экспериментально, производя пробную укатку. Если влажность ниже допустимой величины, грунт следует увлажнять. Если он чрезмерно сырой, его просушивают рыхлением, добавлением песка, шлака или другими способами.
Водоотведение
Когда строятся бетонные дороги, технология предусматривает отвод от них талых, ливневых и паводковых вод еще перед сооружением земляного полотна. Работа в этом плане выполняется как в черте города, так и за его пределами.
Устройство бетонной дороги с отводом осадков необходимо с целью повышения срока эксплуатации и улучшения условий езды. На поверхности дороги вода опасна для транспорта при его движении. Ухудшается сцепление с полотном, брызги из-под колес мешают обзору, а также образуется лед при замерзании. Для ее удаления дорожное покрытие должно быть наклонено в поперечных и продольных направлениях, делаются также дренирующие слои. Основание под дорогой выравнивается и в нем создается уклон, который может быть односкатным или двускатным. Места, где может скапливаться вода, выравнивают и засыпают недренирующим грунтом.
Вне города вода с проезжей части удаляется в дорожные кюветы. Их ширина составляет 1-2,5 м. Вода собирается в них и отводится в водоприемники: сточную канаву, естественный или искусственный водоем, русло реки. Для этого в кювете создается уклон в 1-4%, укрепленный газонной травой, булыжником, обломочным или бетонным камнем.
В населенных пунктах вода через лотки собирается в городской канализации. Устройства для ее отведения постоянно чистятся, чтобы обеспечить требуемую пропускную способность.
Вода, которая просачивается в грунт, представляет опасность для дороги. Она отводится через слои просачивания, например, гравий. В нем размещаются дренажные трубы с прорезями или отверстиями. Они могут быть из пластика, бетона или керамики.
Работы по отводу от дорожной полосы талых, ливневых и паводковых вод делаются перед сооружением земляного полотна.
Укладка подстилочного слоя
На грунте делается песчаная подушка толщиной 20-40 см. Без нее можно обойтись, но она значительно препятствует поступлению вверх влаги из грунта и улучшает дренаж. Он необходим для предотвращения размытия и морозного пучения, приводящих к появлению впадин и образованию трещин в бетонном монолите. Наибольшие проблемы создает грунт из глины, торфа и любой другой, который способен накапливать воду. Он частично срезается и на дно засыпаются камни крупных фракций, а затем гравий. Высота слоев после укатывания составляет около 30 см. От их подготовки зависят затраты и то, сколько времени будут строиться бетонные дороги. Минимальная толщина основания зависит от типа грунта и климатической зоны. Она определяется по таблицам. Между всеми слоями из разных материалов выкладывается геотекстиль.
Разравнивание каждого слоя производят с соблюдением проектных продольного и поперечного уклонов.
Каменные материалы основания обычно укрепляют веществами, обладающими вяжущими свойствами. Это может быть цемент или отходы промышленности: гранулированный металлургический шлак с добавкой негашеной извести, зола тепловых электростанций, молотый шлак. Слои должны быть монолитными, что достигается за счет применения вяжущих составов и тщательной укатки.
Для прохождения строительных машин часто требуется увеличение прочности дополнительного нижнего слоя. Для этого его укрепляют вяжущими составами.
Опалубка
Опалубку изготавливают из пиломатериалов по высоте заливки, которая составляет 100-150 мм. Выбирая ее по высоте, следует учитывать, что на краях бетонной плиты делаются ребра, повышающие ее прочность. Толщина досок должна быть не ниже 50 мм. Их покрывают составом, облегчающим отсоединение от застывшей плиты. К опалубке из дерева предъявляются требования прочности от распора свежего бетона и усилий, возникающих при работе трамбующего бруса.
Если применяются тяжелые дорожные машины по уплотнению и отделке бетона, устанавливается мощная опалубка из стали. Она не коробится и служит значительно дольше. В ее основании имеется подошва, повышающая устойчивость.
Секции опалубки устанавливаются в линию и надежно крепятся. Особенно это важно, если вибрирование бетона делают тяжелыми машинами. В местах снижения уровня основания под опалубку подливают слои тощего бетона для большей устойчивости.
Бетонные дороги: технология изготовления плит
Перед укладкой бетона устанавливают температурные швы, позволяющие плитам перемещаться по вертикали и горизонтали при их расширении или сжатии.
1. Температурные швы
Заливочные секции полностью разделяются. Для заполнения швов применяется материал, поглощающий энергию: изоляционный картон, мягкая древесина, пробка с битумом. Для предохранения от мусора и камней верхнего участка шва на глубину 40-50 мм необходимо сделать гидроизоляцию герметиком. Если она не будет вовремя сделана, при расширении плит бетон из-за камней может отколоться.
Расстояние между швами в умеренном климате достигает 20-30 м. Надежность покрытия для длинных плит составляет 50%, а для коротких — 85%. Она характеризуется устойчивостью к трещинообразованию между капитальными ремонтами. Монолитность покрытия поддерживается за счет стальных стержней, размещенных в швах.
Их устанавливают через боковые грани или с помощью специального устройства на бетоноукладчике. Когда зазоры между соседними плитами находятся на расстоянии более 6 м, сверху покрытия устанавливают промежуточные швы на глубину 1/3 от толщины бетона. Такие ложные швы делают и по оси дороги.
Ширина двух полос дороги составляет 6-9 м. Между ними также делается температурно-усадочный шов, чтобы не образовались продольные трещины.
2. Укладка бетона
Подстилочный слой закрывается водостойкой бумагой, гидроизоляцией или увлажняется. Бетон укладывается по толщине за один раз. Если применяется армирование, сначала заливается слой толщиной 30-40 мм, на него укладывается сетка, а затем до конца заполняется опалубка.
Бетонная смесь должна наноситься быстро, поскольку она жизнеспособна короткое время. Разбавлять водой ее нельзя, поскольку это приведет к ухудшению механических свойств плиты.
Из-за больших объемов к месту заливки поставляется готовый заводской бетон. После выгрузки из автомашины он разравнивается специальной машиной, оборудованной лопастями с приводом. Смесь выгружается по 1 м3 и равномерно размещается, иначе большая куча будет иметь в основании большую плотность, чем в других местах. В процессе выравнивания эта неравномерность сохраняется, что может привести к повышенной усадке малоуплотненных участков. При этом на поверхности плиты образуются впадины. Лучшим вариантом является равномерная укладка бетона в 2-3 слоя.
3. Уплотнение бетона
Оборудование для уплотнения бетона представляет собой брус из дерева или металла, на который воздействуют закрепленные на нем пневматические молотки. Он погружается в бетонную смесь и перемещается внутри нее. Когда обработка участка заканчивается, брус поднимают и переносят на другой участок.
При использовании арматуры вибрационный брус должен быть от нее на расстоянии 5-7 см выше.
Вибрационная машина содержит кроме вибрационного также разравнивающий брус, который располагается впереди.
К пластичности бетонной смеси предъявляются особые требования. Она должна быть достаточно подвижной, но не слишком жидкой, иначе происходит ее оплывание, перетекание через опалубку — ухудшается прочность.
После небольшого затвердевания бетонную плиту поливают водой, чтобы не образовались трещины от высыхания. Ее покрывают песком, соломенными матами, мешковиной или брезентом. Современным способом защиты от испарения является распыление на поверхности плиты затвердевающего герметика. Пленкообразующее вещество наносят на всю поверхность и боковые грани. Перед этим требуется удалить с покрытия лишнюю влагу.
Низкое качество бетонной смеси приводит к необходимости проведения частых ремонтов дороги.
Заключение
Технология строительства бетонных дорог постоянно совершенствуется, благодаря следующему:
- Повышению квалификации и опыта специалистов.
- Наличию многофункциональной и высокопроизводительной техники.
- Улучшению технической оснащенности, позволяющей сократить ручной труд.
- Применению новых современных материалов.
Несмотря на большую стоимость, расходы на ремонт бетонных дорог значительно меньше, чем на ремонт асфальтных.
fb.ru
заливка и уход, преимущества и недостатки
Бетонные дороги имеют широкое применение за границей. В России данная технология пока не так популярна. Связано это с тем, что укладка асфальта гораздо дешевле, чем бетонированная магистраль. Но с годами цены на эти два вида дорожного полотна постепенно уравниваются. Бетонирование применяют для строительства магистралей, аэродромов, мостов и многого другого. Укладывают материал с помощью специальных машин, потому что своими руками это делать тяжело и долго.
Преимущества и недостатки бетонных дорог
Бетонирование имеет как преимущества, так и недостатки. Оно превосходит асфальтирование по многим показателям. Преимущества таких дорог:
- Достаточно прочные и не нуждаются в ремонте. Бетонное покрытие служит больше сорока лет и не нуждается в частом ремонте, а асфальт может послужить максимум десять лет, при этом каждый год нужно его ремонтировать.
- Транспорт расходует меньше топлива. Данное преимущество связано с тем, что при движении машин с большим грузом бетонная дорога не деформируется, и транспорту надо на двадцать процентов меньше топлива для передвижения.
- Устойчивы к экстремальным погодным условиям. На них не влияют сильные дожди либо сильно высокие (низкие) температуры воздуха.
- Сохранение экологии. Поскольку транспорт тратит меньше топлива для передвижения, то и окружающая среда загрязняется меньше.
- Экономное использование ресурсов природы. Бетон получают из известняка, в то время как асфальт – из нефти.
Недостатки:
- Стоимость. Цена бетонных покрытий гораздо выше, чем использование асфальта.
- Проблематичный ремонт. Если основание приходит в непригодность, то нужно менять целую плиту.
- Небезопасность передвижения. Когда приходят периоды дождей и сильных снегопадов, скольжение транспорта на таких дорогах наблюдается довольно часто.
Структура дорожного полотна
Структура имеет три слоя покрытия:
- Дополнительный слой – земля, как основа для будущего дорожного полотна.
- Подстилающий слой – основание под будущую укладку бетона, изготавливается опалубка.
- Само бетонное покрытие, которое может насчитывать один или более слоев.
Также дополнительно могут возводить тоннели, обочины, мосты и опоры для них и т. д.
Вернуться к оглавлениюКак рельеф местности влияет на строительство?
Для бетонной автомобильной дороги используют самые разные технологии. Если бетонированная трасса строится в горной местности, то она повторяет рельеф. Когда строят автомагистрали, рельеф выравнивают, засыпая многочисленные впадины, срезая мешающие холмы. Довольно часто сооружают мосты и проводят тоннели. Чтобы машины могли двигаться на нормальной скорости, при строительстве избегают крутых поворотов и спусков во избежание аварийных ситуаций.
Вернуться к оглавлениюТехнологический процесс заливки дороги
Укладка бетонной дороги состоит из ряда этапов:
- Подготовка грунтового слоя. Прежде всего, грунт должен иметь плотную структуру. В случае если грунтовый слой будет недостаточной плотности, бетонированная часть разрушится. Грунтовое покрытие следует укатать, при этом постепенно подсыпая его, чтобы укатка была послойной. Грунт следует использовать во влажном состоянии. Если недостаточная влажность, используют воду. Если уровень влажности выше нормы, грунтовое основание следует подсушить, применяя рыхление, добавляя песок либо шлак.
- Отвод воды. Подобную работу выполняют как в городских районах, так и сельских. Отвод осадков помогает повысить эксплуатационные сроки и обезопасить езду. Вода несет опасность на дороге для движущегося транспорта. Из-за брызг воды ухудшается обзор водителя, при понижении температуры на покрытии появляется лед. Чтобы этого избежать, дорожное полотно наклоняют, возможен вариант использования дренажных слоев. Возможные места скопления воды выравнивают с помощью грунта. За пределами города вода скапливается в кюветах (шириной от одного до двух с половиной метров), которые отводят воду в канавы, водоемы, русла реки. В населенных местностях вода уходит в городскую канализацию. Устройства, проводящие воду, постоянно очищают, чтобы они не теряли своей пропускной способности. Если вода просочилась в грунтовые шары, это несет прямую опасность для дорог, потому что дорожное покрытие может в итоге разрушиться.
- Подстилочный слой. Подразумевает сооружение песчаной подушки, толщина которой колеблется от двадцати до сорока сантиметров. Она препятствует выходу наверх влаги, а также улучшает дренаж. Подстилочный слой предотвращает появление впадин и трещин. Если в местности преобладают глиняный, торфяной грунты, которые накапливают воду, то их срезают, добавляя крупные камни и гравий. То есть, все зависит от грунтового типа и климатической зоны, на которой проводятся работы. Немаловажной является подкладка из геотекстиля между слоями. Материалы из камня нужно укрепить вяжущими веществами. Сюда относят цемент, шлак вперемешку с негашеной известью, золу. Слои тщательно укатываются, для того, чтобы нижние пласты были плотные.
- Сбор опалубки. Ее делают из пиломатериалов с учетом высоты заливки (приблизительно 100 – 150 миллиметров). Когда выбирают высоту, учитывают тот факт, что на краях необходимы ребра, которые повышают прочность. Доски должны быть толщиной не меньше, чем пятьдесят миллиметров. Покрывают их специальным раствором, который потом облегчит отсоединение от бетона. В случае применения тяжелых уплотняющих машин, делают опалубку из стали, которая не деформируется и будет служить дольше. В своем основании она имеет подошву, которая повышает уровень устойчивости.
Опалубочные секции устанавливают в линию и хорошо закрепляют, чтобы те не развалились, когда бетон будут вибрировать тяжелые укладочные машины.
Вернуться к оглавлениюТехнология использования плит в устройстве дороги

Изготовление дорожных плит имеет некую последовательность:
- Температурные швы. Секции для заливки разделяют. Чтобы заполнить швы, используют материал, который поглощает энергию. Это могут быть как мягкая древесина, так и изоляционный картон. На глубине около сорока – пятидесяти миллиметров нужно сделать гидроизоляцию герметичным веществом, дабы предотвратить попадание мусора либо камней. В случае если упускают этот момент, то в дальнейшем во время расширения плит из-за камней верхнего слоя шва бетон может треснуть. При нормальном климате расстояние между швами должно быть где-то 20–30 метров. Уровень надежности для длинных плит — около 50%, для коротких – около 85%. Прочность характеризуется уровнем устойчивости к образованию трещин между периодами проведения ремонтных работ. Специальные стальные стержни «продевают» сквозь боковые грани с помощью специального механизма. Ширина двух дорожных полос колеблется в пределах 6 – 9 метров. Также между полосами делают усадочно – температурный шов, предотвращающий появление трещин.
- Слой для подстилки. Его закрывают гидроизоляцией, иногда увлажняют. Заливка бетона происходит за один раз, быстро (из-за его короткой «жизнеспособности»). Разбавление водой запрещено, потому что теряются свойства материала. Бетон к месту строительства привозят прямиком с завода, где его замешивают. Когда смесь выгрузили, подъезжают специальные машины с лопастями, которые разравнивают участок. Все это происходит на мелких участках, где поочередно, хорошо прорабатывают каждый слой, чтобы везде был одинаковый уровень плотности. В случае применения арматуры для начала заливают слой где-то 40 мм. Поверх него идет сетка, а дальше заполняется опалубка.
- Этап уплотнения бетонного слоя. Используют специальную вибрационную машину, которая впереди имеет разравнивающий и вибрационный брус. Уровень пластичности покрытия определяется такой характеристикой, как подвижность, не совсем жидкое состояние. Когда бетон слегка затвердел, его немного поливают водой во избежание появления трещин. Далее идет покрытие песком, мешковиной и другими материалами, чтобы избежать испарения.
Бетонным смесям нужно уделить достаточно внимания, так как их низкое качество может обернуться проведением постоянных ремонтов, которые стоят весьма дорого.
Вернуться к оглавлениюУход за дорожным полотном
Для защиты дорог подобного вида рекомендуется обрабатывать бетон средством, которое покрывает полотно пленкой и защищает от перепадов температуры, пропитки водой. Это могут быть пены, пленки, гидрофобные жидкости. Бетонные дороги становятся популярными. Отдавая предпочтение таким дорогам, застройщики забудут о частых ремонтах, как это бывает с асфальтом. В сельской местности дороги строят своими руками из подручных материалов, однако прогресс не стоит на месте.
Раньше бетонными дорогами старались пренебрегать, поскольку они относились к разряду дорогих. С течением времени все поменялось. Нынче бетоном заливать дороги гораздо практичнее. Из-за наличия машин, которые отличаются многофункциональностью и высокопроизводительностью, отпадает потребность в строительстве своими руками. Через несколько лет строительство бетонных дорог выйдет на первый план.
kladembeton.ru
Бетонные дорожки своими руками | Строительный портал

Строительство дома завершено. Но на новоселье приглашать рано, потому что надо благоустроить прилегающую территорию, клумбы, Можно оборудовать альпийскую горку с журчащим небольшим фонтанчиком, разбить клумбы, установить качели и песочницу для малышей. Но главное, проложить красивые дорожки, гармонично соседствующие с окружающей природой, и позволяющие даже в непогоду с комфортом дойти до гаража или беседки, гулять по саду. Именно они, в первую очередь, создают впечатление ухоженности, отменного вкуса и креативности владельца. В статье речь пойдет о том, как сделать бетонные дорожки на даче.
Содержание:
- Дорожки для дачи своими руками
- Преимущества бетонных дорожек
- Как сделать бетонную дорожку
- Как превратить бетонную дорожку в элегантный элемент ландшафта
Дорожки для дачи своими руками
Выбор материала для дорожек зависит от облика территории, отделки и архитектуры самого строения, суммы финансовых затрат.
- Меньше всего времени и средств потребуется на прокладку песчаных дорожек, или отсыпанных щебнем, галькой. Но такие дорожки можно прокладывать только на участках, затопление которых исключается.
- После укладки тропинки из обычного кирпича получается ровная поверхность, но любое сильное воздействие на нее приводит к образованию трещин или откалыванию фрагментов. Такая тропинка требует регулярного ремонта и обновления.
- Дороже, но изысканнее выглядят дорожки, покрытые мраморной или гранитной крошкой. Тропинка, выложенная из природных камней, будет эксплуатироваться десятки лет, но ее труднее выкладывать.
- Дорожки из уложенных кругляков дерева подчеркнут особый шарм участка и его индивидуальность. В зависимости от технологии укладки они отлично вписываются в ландшафт рядом с традиционным русским срубом, швейцарским шале или зданием с суперсовременной архитектурой.
- Но самые прочные дорожки-«долгожители», не требующие специального ухода, получаются из бетона. Построив их самостоятельно, можно сэкономить семейный бюджет, но и получить огромное удовольствие от творческого процесса.
Преимущества бетонных дорожек
Как не ошибиться, приступая к работе, чтобы впустую не потратить время и силы? Следует обратить внимание на преимущества дорожки из бетона:
- долгий срок службы и прочность;
- возможность использования как основу под декорирование тротуарной плиткой;
- меньше затрат на покупку материалов и простота их доставки;
- укладка любой геометрической формы;
- органичное сочетание практически со всеми декоративными материалами.
Перед началом работ по укладке дорожек на участке своими руками следует набросать план с указанием их расположения, длины и конфигурации. Нужно учесть маршруты, по которым часто будут ходить члены семьи или передвигаться технические средства. От этого зависит ширина дорожек.
- Самый простой вариант — прямые дорожки, обеспечивающие кратчайший путь до той или иной зоны. Но он не всегда будет лучший, потому что прямые тропки визуально делают участок меньше. К тому же, оригинальные изгибы необходимы, например, для ландшафта в японском стиле. Нужно рассчитать и ширину дорожек.
- Специалисты рекомендуют ширину центральных дорожек делать около 1 метра, дополнительных – по 50-70 см. Вместо единой широкой дороги к гаражу лучше проложить две узкие тропинки для колес. Место между ними может занять оригинальный газон.
Как сделать бетонную дорожку
- Обязательно сделать подсыпку, благодаря которой у дорожного полотна будет жесткое основание. К тому же промерзший, насыщенный влагой грунт не будет вспучивать покрытие. Если земля на участке рыхлая, можно насыпать песок или перемешать его с щебнем на высоту 10 см. Если почва плохо впитывает воду, необходимо насыпать щебень высотой 15 см. Чем больше интенсивность использования, тем толще должна быть дренажная подсыпка.
- Все тропинки надо прокладывать с уклоном в одну сторону или с небольшой выпуклостью по центру.
- При расчетах необходимо учитывать влияние подземных вод, о высоком уровне которых подскажут лужи воды, которые долго не высыхают после таяния снега или дождя. Дорожку, лежащую ниже уровня земли или вровень с ее поверхностью, будет постоянно подтапливать. Поэтому песчано-щебневую подсыпку надо сделать выше уровня поверхности земли или проложить по всей длине дорожки перфорированную трубу, по которой вода будет стекать в дождевой колодец.
Этапы работ
По своей конструкции бетонная дорожка представляет собой песчаную подушку и армированный слой цементно-песчаной смеси с добавлением щебня. Вся работа выполняется по следующему алгоритму:
- выбор дизайна;
- планировка и разметка;
- расчет и приобретение материалов;
- очистка и выравнивание грунта;
- установка опалубки;
- укладка песчаной подушки;
- заливка раствора;
- декорирование.
Следует помнить, что влага способствует быстрому разрушению бетона, поэтому необходимо надежно защитить основание, поднять покрытие выше уровня земли и устроить небольшой уклон для отвода воды.
Долговечность эксплуатации бетонной дорожки в немалой степени зависит от качества подготовительных работ. Желание сэкономить время в перспективе может обернуться огорчениями от дефектов, появляющихся на покрытии.
Основание под бетонные садовые дорожки
- Сначала роется траншея глубиной примерно 20-25 см с учетом припуска на опалубку. В нее укладывается геотекстиль, который обладает дренажными, защитными и армирующими свойствами. Полимерная прокладка будет отделять подсыпку от почвы, тем самым препятствуя смешиванию нижнего и верхнего слоев.
- Геотекстиль укладывают не только на дно, но и покрывают им откосы траншеи. Затем несколькими слоями насыпается песок. Каждый из них смачивается и утрамбовывается. Высота песчаной подушки- 10 см. Чтобы повысить дренажную способность основания между песчаными слоями можно уложить пласт из щебня.
Изготовление и крепеж опалубки для дорожки
- Изготавливать опалубку лучше из досок толщиной1-2 см. Они легко крепятся к колышкам разметки по периметру дорожки, которые остаются с внешней стороны. Опалубка ставится выше уровня земли на 4-5 см. Чтобы покрытие не трескалось, необходимо обеспечить ее деформационными зазорами. Поэтому всю длину дорожки надо разделить на секции, причем небольшие. Чем они меньше, тем меньше риск образования трещин от механических нагрузок и колебаний температуры.
- Доски, куски металла, пластика или сайдинга, используемые для разделения, укладываются поперек через каждые 1-1,5 м. Получаются ячейки. Чтобы по окончании работ без проблем удалить разделители, бетон смазывают машинным маслом. На дно опалубки лучше постелить полиэтиленовую пленку. Она блокирует проникновение в грунт влаги из раствора и предотвратит высыхание бетонной массы.
- Для долголетия дорожки и предупреждения образования трещин можно армировать ее основание. Для этих целей подходит «рабица», проволочные обрезки, металлические детали, старые трубы и т.д. Арматура укладывается так, чтобы она находилась в середине бетонной толщи. При использовании армирования, бетонное основание может быть тоньше. Без армирования толщину бетона следует делать не менее 15 см.
Приготовление и заливка раствора
- Для приготовления бетонного раствора предпочтительнее использовать цемент марки не ниже М500. Берется 1 часть цемента и 3 части песка. Воды добавляется столько, чтобы получилась густая пластичная консистенция. В среднем 2-2,5 л на 1 кг цемента. Густой раствор трудно распределять равномерно по опалубке. Жидкая смесь, высыхая, может потрескаться.
- Значительно облегчает процесс приготовления раствора переносная бетономешалка. Требуется меньше физических усилий и повышается качество перемешивания ингредиентов, а значит, прочность бетона. Подходит и мощный перфоратор, способный работать на низких оборотах. Используется насадка миксер для сыпучих смесей. В состав бетона рационально добавить фиброволокно и водоотталкивающие добавки.
- Заливают бетон обязательно в сухую погоду. Не стоит делать укладку при минусовой температуре. Смесь бетона выкладывается с помощью разделительных досок. Ячейки через одну заполняются до верхней точки высоты досок.
- Для равномерного распределения раствора специалисты используют вибраторы. Но можно использовать обыкновенный строительный шпатель. Им же бетонная масса прокалывается, чтобы вышел лишний воздух, и не было пустот. Легкий стук по опалубке – еще один способ уплотнения.
- Верхний слой выравнивается с помощью строительного правила или ровной отполированной доски.
- После заливки раствора поверхность следует накрыть полиэтиленовой пленкой. Она предохранит от стремительного высыхания и размывания в случае дождливой погоды. После полного затвердения бетона доски-разделители вынимаются. Пустоты заполняются таким же раствором. Поверхность тщательно выравнивается.
- В течение 7-8 дней дорожку регулярно поливают водой и накрывают брезентом. Прочность готового покрытия тем выше, чем дольше в растворе находилась влага. Опалубку снимается через 4-5 дней. Блеск цельному полотну бетонной дорожки можно придать, обработав специальной пропиткой из калиевого или натриевого стекла. Или отполировать поверхность, используя воск и синтетические смолы.
Бетонные дорожки своими руками видео
Как превратить бетонную дорожку в элегантный элемент ландшафта
- Конечно, можно проложить собственными руками обыкновенные тропинки серого цвета. Их скучный и унылый вид способен испортить красоту и привлекательность архитектуры здания и самого участка. Но бетонное покрытие легко сделать ярким и оригинальным. Концептуальный декор способен придать тропинкам особый шарм. Вариантов множество.
- Например, можно покрасить акриловой или кислотной красной затвердевшее бетонное покрытие. Или в готовую бетонную смесь добавить красящий пигмент (с учетом интенсивности цвета на 1 кубометр раствора уходит 5 -15 кг). Отлично смотрятся тропинки, украшенные методом железнения. На влажную бетонную поверхность втирается железной или деревянной теркой бетонная смесь, смешанная с красителем (соотношение 2:1).
- Желтый цвет получается при добавлении в бетон охры. Для красного оттенка смешивается цемент белого цвета, песок и умбра в соотношении 1:2:0,5, для зеленого —цемент и песок белого цвета, глауконитовая зелень, для черного — цемент серого цвета, песок и сажа в пропорциях 1:1,5:0,15.
- Еще один вариант декора дорожки — нанесение рисунка, имитирующего кусочки камня плитняка. Выполняется он через сутки после заливки раствора, пока еще окончательно не застыл. С помощью отвертки или другого острого предмета в растворе делаются прорези глубиной и шириной не менее 0,5 мм. В них будет скапливаться грунт, который разделит целое полотно тропинки на кусочки, создавая иллюзию кусочков колотого камня.
- Альтернативой этому варианту может быть вдавливание в незатвердевший бетон фрагментов гравия, гальки, ракушек или мозаики. Аристократичный вид придает дорожкам облицовка гранитом, мрамором или плиткой.
- С помощью пластиковой формы для бетонной дорожки (стандартная ширина 60 см) можно придать узкой тропинке из бетона вид уложенных камней. Этот способ довольно трудоемок, но какой в результате изысканный вид! Размер и конфигурация одной формы равны параметрам одного «камня». После того, как бетон в форме схватывается, ее осторожно снимают. Ставят на новое место и заливают раствором.
- Для ускорения процесса используют несколько форм. Можно изменить оттенки «камней», добавив в бетонную смесь краситель. Межкаменные швы быстро зарастут травой и дорожка будет выглядеть естественно. При желании сажают газонную траву, тимьян, клевер и другие растения стойкие к вытаптыванию.
- Наибольшей популярностью у землевладельцев пользуются бетонные дорожки, имитирующие кирпич или брусчатку. Создаются такие фактуры при помощи трафаретных или напыленных смесей, штампованного раствора.
- Великолепно выглядят дорожки из бетона с тиснением специальными формами. Перед процедурой формования на поверхность, которая еще не застыла, наносится специальный пигментный состав. Его уникальные качества придают поверхности дорожки после тиснения изумительную текстуру, точно имитирующую природные материалы – сланец, дерево и т.д. Такую имитацию легко спутать с натуральным материалом.
strport.ru
Технология заливки бетонного покрытия дороги.
Дорожное полотно в России и за рубежом отличается: в нашей стране магистрали разного назначения делают из асфальта, а в Европе и США преимущественно из бетона. Это и является очевидной разницей их качества. В России бетонные дороги не получили распространение ввиду существенной стоимости – всё-таки просторы страны необъятные и обновить полотно обойдется населению очередным приростом налогов. Однако, никто не запрещает домовладельцам обустраивать автомобильные площадки и подъезды из долговечного бетона.
Для чего нужны бетонные дороги
Строительство бетонных дорог целесообразно в местах, где отсутствует возможность частых ремонтов и есть потребность в прочном дорожном полотне. В России это:
- Автодромы;
- Взлетные полосы и самолетные площадки в аэропортах;
- Стоянки автомобилей и другой техники;
- Пешеходные дорожки и тротуары в городах;
- Прибрежные дороги и набережные, где преобладает высокая влажность и воздействие воды.
Время эксплуатации плиты из бетона превышает срок службы асфальта до 2-3 раз. По этой причине целесообразна замена асфальтобетонных дорожных одежд, не выдерживающих климатические условия, на цементобетонные повсеместно, что постепенно происходит в США.
Отличие асфальта и бетона
Почему бетонное покрытие дороги из асфальта не такое долговечное, как бетонное? Всё дело в качестве основных материалов:
- Асфальт – это композит песка, щебня, минеральных наполнителей, а их связующее – битумные полимеры.
- Бетон – это песчано-гравийная смесь, замешенная на цементе и присадках.
Основная разница между бетоном и асфальтом – это вяжущее в их составах. Битум в отличие от цемента не образует прочного камня, проседает под слабыми грунтами при нагрузке, размягчается на солнцепеке и плохо зимует. Бетон при соблюдении технологии приготовления и монтажа лишен этих недостатков.
Далее рассмотрим дороги из бетона: технологию укладки, преимущества и области применения.
Структура дорожного полотна
Полотно дороги состоит из нескольких слоев:
- Подстилающий – это щебень, дренирующий воду из грунта, и песок, компенсирующий поступающие сверху и снизу от грунта нагрузки.
- Укрепляющий – этот слой бетона низких марок, связующий подсыпку.
- Основное дорожное полотно – слой бетона.
При укладке магистралей c большим трафиком тяжелых автомобилей дорогу необходимо делать из ненапряженного и напряженного железобетона, арматурный каркас в которых не позволяет камню трескаться под тяжестью большегрузов.
В частном строительстве, а также при организации дорожного полотна на насыщенных водой грунтах или с их высоким уровнем на песчано-гравийную насыпь укладывают гидроизоляцию для дорожного полотна (можно использовать рубероидные материалы). Слой предотвращает постоянное намокание бетона и как следствие – коррозию камня и арматурного каркаса.
Типы полотна
Бетонная дорога хороша и для скоростных магистралей с интенсивным движением, и для поселковых проездов. Для этих случаев выбирают разные типы полотна, отличающихся качествами и стоимостью:
- Однослойное покрытие высокого качества для дорог любого назначения подходит для укладки верхних и нижних слоев;
- Бетон для нижнего слоя полотна дешевый – он обладает невысокой прочностью, к его компонентам предъявляют минимальные требования. Покрытие из такого материала может быть использовано при обустройстве придомовых территорий с малым потоком легковых автомобилей;
- Бетон для основания с усредненными характеристиками под тяжелые и усовершенствованные покрытия. Может быть уложен на дороги поселкового значения;
- В отдельную группу можно вынести организацию дороги готовыми бетонными плитами.
Материалы для заливки полотна
Универсальным материалом для укладки дорог является бетон М400. Его прочности достаточно для выдерживания давления колес легкового и грузового транспорта на городских и поселковых проездах.
Основа бетона – портландцемент, стойкий к воде (1 часть). В раствор также вводят пластификаторы, повышающие гидрофобность покрытия и его прочность. В состав рабочего раствора также входят:
- Щебень – 5 частей;
- Песок – 2 части.
Для бетонирования дороги рационально заказывать готовый бетон с завода – даже для небольшой площадки понадобится немало раствора, заливать который нужно быстро, не давая отдельным партиям схватиться.
Материалы для покрытия дорожного полотна могут отличаться по свойствам в зависимости от предполагаемой нагрузки и условий укладки.
Требования к качеству бетонных дорог
При выборе компонентов для приготовления дорожного бетона ориентируются на СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги». Документ регламентирует требования к качеству готового полотна:
- Устойчивость к механическим нагрузкам – основное требование к дорожному покрытию. Для автодорог разного назначения показатель определяется индивидуально.
- Отсутствие трещин в покрытии после укладки и при эксплуатации. Решить задачу помогает соблюдение технологии строительства бетонных дорог и правильно подобранный состав рабочего раствора.
- Водостойкость и устойчивость к химическим реагентам. Автомагистрали располагаются в разных условиях рельефа и качества грунтов, а при отсутствии организованного водоотвода (при нарушении технологии строительства) на полотне скапливается вода, ухудшающая его качество.
Требования к бетону
Определяют качество полотна составляющие компоненты, которые также должны проходить тщательный отбор согласно профильным ГОСТам. Например, прочность щебня, способного обеспечить надежную и длительную эксплуатацию дороги, составляет не менее 1200 кг/см2. Для подушки сгодится менее прочный щебень 800-1000 кг/см2.
Подвижность бетонного раствора – 2 см при проведении испытаний конусом. Избежать отклонений от данного параметра помогает большое количество минеральных включений разной фракции.
Еще одно требование к бетону – высокая прочность на изгиб, для этого в раствор вводят пластификаторы и полотно дополнительно усиливают арматурой.
Плюсы и минусы дорог из бетона
По сравнению с асфальтовыми дороги из бетона обладают рядом плюсов:
- Высокая прочность и жесткость покрытия;
- Устойчивость к динамическим нагрузкам более высокого значения;
- Стойкость к нагреву, температурным перепадам;
- Длительный срок эксплуатации без потребности в ремонте;
- Хорошее сцепление дорожного покрытия и автомобильных колес повышает безопасность движения.
Минусов у дорог меньше, но они весомые:
- Большая стоимость строительства;
- Необходимость строгого соблюдения технологии при приготовлении растворов и подборе компонентов;
- Необходимость в полном наборе прочности бетоном перед запуском дороги.
Строительство бетонной дороги
Рассмотрим подробно этапы строительства дорог из бетона, поскольку от соблюдения укладки технологии зависит продолжительность срока службы покрытия.
Подготовка грунта
Земляные работы – одни из самых дорогих и сложных. Перед их началом составляется подробный проект, основанный на геологическом исследовании рельефа. По возможности плоскость укладки дороги делают горизонтальной – холмики снимают, в углубления делают доску с уплотнением пород.
Плодородный слой почвы снимают: при крупном строительстве автомагистрали полностью, для частной укладки придомовых площадок достаточно 15-20 см. Нижние уплотняют катками и вибрационными плитами с большим весом. Это один из самых ответственных этапов – от уровня прочности основания зависит жесткость и целостность покрытия при интенсивных динамических нагрузках.
На этапе подготовительных работ с грунтом продумывают систему дренажа для отведения грунтовой и дождевой воды. Для этого основание делают не в идеальной плоскости, а под небольшим углом 2-4%. Вдоль дороги могут быть обустроены бетонные желоба или естественные откосы, по которым стекает вода в приёмник или в грунт.
Укладка подстилочного слоя
На уплотненный грунт насыпают щебень и песок. Они выполняют функцию компенсатора нагрузок и дренажа воды.
Толщина слоев подсыпки зависит от типа рельефа и свойств оснований и колеблется в районе 20-40 см. При укладке дорог междугороднего значения между песком и щебнем часто укладывают геотестиль – он не позволяет фракциям смешиваться и насыпи лучше выполняют свои функции.
На основаниях с высоким уровнем грунтовых вод рационально делать более толстым насыпь щебня – он не вымывается и хорошо дренирует воду. Песок обязательно укладывают под слои бетона – он образует плотную подушку.
И песчаный, и щебневый слои обязательно уплотняют катком или вибропитами для достижения высокой прочности подушки.
Подстилочный слой для удобства иногда закрывают тонкой стяжкой бетона толщиной до 5 см, поверх укладывают гидроизоляционное полотно.
Монтаж опалубки и армировка
Бетон слаб к изгибающим нагрузкам, поэтому применение арматуры лишним не бывает – выбор ее типа зависит опять же от характеристик основания. В некоторых случаях армирование вообще может не применяться.
Диаметр арматуры для бетонного полотна принимают только конструктивно по расчетам. Обычно это прутки от 10 мм, сваренные в сетку с ячейкой от 150 мм. Укладывают арматурные изделия в бетонный слой на высоте не менее 4 см от нижней плоскости. Важно, чтобы сетка оказалась в нижней части плиты, поскольку именно в ней концентрируется разрушающая нагрузка и образуются трещины.
Самый простой способ сделать опалубку – использовать толстые доски сечением 50×150 мм (выбор высоты зависит от проектного слоя бетонного основания и покрытия). Также подойдет толстая фанера. Доски и фанеру фиксируют арматурными колышками, воткнутыми в грунт с внешней стороны полотна. При укладке дорожек для пешеходов и стоянок для автомобилей опалубку может заменить бордюрный камень, установленный на этапе подготовки к заливке.
Укладка бетонного покрытия
Заливка дороги бетоном должна осуществляться непрерывно, поэтому материалы для полотна готовят сразу в нужном количестве. Бетон целесообразно заказывать с завода, при строительстве крупных дорог неподалеку от объектов устанавливают временные мобильные цеха по производству раствора, что сокращает расходы на доставку.
При необходимости на основание с подсыпкой укладывают бетон низких марок (например, М200), затем финишным раствором М400 с присадками.
Укладка верхнего покрытия происходит в 2 этапа: сначала заливают подложку 30-40 мм, на него укладывают арматурную сетку и заливают остальную толщину.
Общая толщина слоя около 12 см, иногда больше или меньше.
Бетон заливают на подготовку без перерыва и сразу выравнивают поверхность. Материал постоянно подвозят, работы идут круглосуточно.
После укладки бетон обязательно уплотняют вибропрессованием. Процедура изгоняет пузырьки воздуха и уплотняет структуру готового покрытия.
Нарезка и герметизация температурных швов
В устройство бетонной дороги входит нарезка полотна на сегменты. Это возможно, тогда бетон наберет достаточную прочность 50-60% и будет выдерживать вес человека и режущего оборудования.
Швы нужны для компенсации температурного расширения, которому в разной степени повергается бетонный камень. При сезонном изменении объема плит в дорожном покрытии не образуются трещины.
Распиловку осуществляют специальным инструментом – расшивкой.
Температурные швы делают на расстоянии, определенном расчетами. Одна из формул определения — толщина покрытия × 30.
Чтобы через швы в плиту не проникала вода, их заполняют битумно-полимерными герметиками.
Уход и профилактика бетонного покрытия
Чтобы труды не прошли впустую, по технологии бетонную дорогу можно открывать для движения только после полного набора бетоном прочности, то есть через 28 дней.
Для предотвращения разрушения полотна его защищают полимерными пропитками, которые образуют на поверхности водонепроницаемую пленку. Правда, такие снижают шероховатость дороги и ее сцепление с колесами. Это отрицательное качество для скоростных магистралей, поэтому в большинстве случаев полотно оставляют как есть. Если подготовка грунта и технология укладки были соблюдены, швы нарезаны правильно, по целостности плит ничто не угрожает долгое время.
Еще один способ профилактики и ремонта бетонных дорог укладка слоя износа. На бетон наносят асфальт, который обеспечивает сцепление колес с покрытием, и продлевает срок службы самой магистрали в несколько раз. Кроме того, ремонт асфальтобетонного покрытия гораздо дешевле.
При появлении трещин необходимо принимать меры по их устранению. Для заделки небольших нарушений используют специальные шпатлевки, для ремонта более глубоких повреждений – раствор бетона. Во всех случаях трещину расчищают и увлажняют перед введением заполнителя.
При возникновении разлома придется снимать весь участок полотна. Причиной таких деформаций является недостаточное уплотнение грунтового основания или насыпи.
betonopedia.ru
как правильно забетонировать + фото
Бетон – бюджетный вариант оформления аллей на собственном садовом участке. Бетонирование представляет собой заливку раствора в подготовленную опалубку и позволяет сделать дорожки из цемента в саду своими руками, служащие для удобной ходьбы и перемещения хозяйственного инвентаря по территории. Из бетонной смеси можно отлить красивые аллеи любой формы и толщины. Армирование конструкции сильно повышает ее прочность. Такие тротуары просты в уходе, долго служат и легко декорируются акриловой краской.

Бетонная дорожка на дачном участке
У бетонных дорожек много неоспоримых достоинств:
- Срок службы тропинок из бетона около 25 лет, материал прочный и долговечный. Армирование придает им еще большую устойчивость к нагрузкам.
- Бетонные ленты имеют невысокую стоимость, в составе бетона простые компоненты, которые вы легко купите в строймаркетах.
- Заливка аллей цементным раствором легкая и быстрая, она намного проще, чем строительство лент из плитки или других схожих материалов.
- Если на садовом участке имеются близко расположенные подземные воды или проблемные грунты, то ленты из бетона, защищенные от влаги и залитые на большую глубину – единственное решение.
- Можно дополнительно повысить морозостойкость, если при замешивании смеси из цемента и других ингредиентов добавить специальные химические добавки.
- В процессе строительства садовых дорожек своими руками есть возможность заняться дизайном и украсить участок, отлив тропинки разных необычных форм и расцветок.

Комбинирование материалов
Однако такие проходы на даче или садовом участке не лишены и недостатков:
- Из-за движения грунта трещины могут появиться на поверхности.
- Массивные садовые дорожки, сделанные из бетона, становятся капитальными элементами общего плана участка. Вы не сможете их никуда перенести, а демонтировать эти конструкции очень трудоемко.
- Заливку нужно проводить только при хорошей погоде, причем дождей по прогнозу не должно быть на пару дней вперед после даты окончания работ.
- Самостоятельное вымешивание бетона лопатой не дает нужного качества, поэтому для заливки понадобится бетономешалка.
- Подготовительный этап включает трудоемкий процесс создания опалубки.

Островная форма
Сооружать своими руками садовые дорожки из бетона нужно не менее серьезно, чем закладывать фундамент дома. Действуйте по плану, строго соблюдая последовательность действий.

Схема и элементы конструкции
Разметка проходов на участке ↑
Планирование участка и разметка проходов выполняются в следующей последовательности:
- Предварительно придумайте и нарисуйте на бумаге план участка со строениями и разметьте места будущих тропинок. Так вы сможете найти наилучшие варианты расположения проходов. После заливки переместить бетонную ленту уже не получится.
- Подготовьте веревку и колышки.
- Чтобы найти возможные помехи на пути, например, в виде деревьев, камней или других препятствий, в местах поворота установите колышки и соедините их веревкой.
- После проверки оцените целесообразность заливки по выбранной траектории. Если есть габаритные и сложные в демонтаже объекты, перепланируйте расположение.
- После окончательной разметки удалите грунт. Ширину приямка сделайте больше, чем бетонная лента, на 30 см, для последующей установки опалубки.
- Откопайте приямок. Глубину выбирайте, ориентируясь на структуру грунта:
- Если в почве много песка, то бетон можно лить прямо на землю и хватит глубины в 10 см. Перед заливкой предварительно утрамбуйте грунт.
- В ситуации, когда почва влажная, а зимы морозные, подготовьте подушку из щебня толщиной 10–12 см. Это убережет застывший раствор от последствий пучения промерзающей почвы и появления трещин. Углубите приямок на высоту подушки, прибавленную к высоте ленты. Уплотните грунт перед отсыпкой щебня.
- Также учтите, будут ли по проходу проезжать автомобили. В этом месте слой сделайте чуть больше, чем 15 см. При заливке этого участка добавьте в бетонную смесь больше цемента для прочности.
- Планируйте бетонирование дорожки так, чтобы она поднималась на 1,5–2 см над остальным грунтом. Это сбережет от загрязнения почвой и повреждений, а также упростит передвижение по участку.
- Если бетонная лента будет пересекать поливные трубы и через нее будет проходить водосток, то заранее подготовьте монтажные гильзы.

Подготовка приямка
Как сделать опалубку для садовой дорожки ↑
Бетонные аллеи на садовом участке могут быть как обычной прямоугольной формы, так и закругленной. Вы сможете этого добиться, если сделаете опалубку из гнущихся материалов, которые выдержат давление бетонной смеси, например, фанеры или пластика. Если вы будете мастерить изогнутую конструкцию из досок, то чем круче будет изгиб, тем меньшую длину досок используйте.
Не делайте опалубку для всей длины ленты, ее все равно нужно заливать частями. После схватывания бетона перемещайте опалубку дальше по ходу заливки. Так вы сэкономите на досках.
Существуют специальные формы для заливки дорожек на даче. Вы можете пойти в магазин и купить шаблоны, или сделать трафареты самостоятельно из дерева или листового железа, скрепленного в нужной форме.

Начальный этап сооружения изогнутой опалубки
Строительство опалубки:
- Возьмите доски 2,5х10 см или 5х10 см.
- Сшейте доски. Для этого положите их на твердую поверхность одну за другой, снаружи вертикально скрепите крепкими планками.
- Старайтесь, чтобы поверхность досок изнутри короба опалубки была ровной. Переверните получившуюся конструкцию и загните выступающие метизы, если такие есть.
- Установите доски в приямке на предварительно утрамбованный грунт или подушку из щебня. Высота опалубки должна быть равной высоте будущей дорожки. Проверьте горизонтальность установленных досок строительным уровнем.
- Расстояние между досками должно соответствовать планируемой ширине садовой дорожки из бетона. Выбирайте ее на ваше усмотрение. Обычно на даче льют тротуары шириной 60–90 см. Стяните опалубку, зафиксировав ее поперечными планками, набитыми поверх установленных досок.

Сооружение дорожки с помощью трафарета
Термические швы и изоляционная подушка ↑
Обязательно делайте «подушку» под бетон. Положите на дно приямка гидроизоляционный материал – рубероид, агроволокно или геотекстиль. В устроенный приямок ровным слоем засыпьте гравий диаметром 19–25 мм. Сверху просыпьте крупнозернистый песок, полейте водой и плотно утрамбуйте.
Из-за изменения температуры бетон может пойти трещинами. Для предотвращения этого сделайте подготовку для термических швов. Для этого через 1,5–3 метра по всей протяженности дорожки разместите перпендикулярно установленной опалубке рейки до самого грунта. Используйте планки толщиной в 15–20 мм.
Если вы планируете убрать планки после заливки и отвердевания бетона, нанесите на них любой смазочный материал. Если вы решили оставить разделители в растворе, делайте их одной высоты с продольной опалубкой.

Термические швы предотвращают трещины
Армирование для прочности и долговечности ↑
Бетон, залитый с интервалом в 24 часа, трескается намного быстрее. Армируйте садовую дорожку, чтобы избежать трещин и ужесточить конструкцию. В качестве составляющих для армирующего слоя вы можете использовать сетку-рабицу, металлические трубы, куски толстой проволоки и другие метизы.
Лучшим армирующим слоем будет сварная сетка с ячейками 10х10 см и диаметром прута в 8 мм.
- Для армирования бетона подготовьте нужное количество сетки.
- Установите в траншее куски кирпича для опоры или сделайте ножки-фиксаторы из проволоки.
- Уложите сетку на подготовленное основание, отступив от продольных краев траншеи на 3 – 5 см.
- При возможности прикрепите сетку к основанию, чтобы при заполнении траншеи раствором она не сместилась.

Армирование для прочности
Армирование дорожки в саду позволит сделать меньший слой бетона.
Инструменты и материалы для работы ↑
Перед началом заливки нужно знать, что входит в состав и как приготовить цементный раствор для садовой дорожки правильно.
Бетонная смесь состоит из цемента марки М500, его нужна 1 часть, песка, его берут в соотношении 3,5 части от общего объема смеси, и щебня фракцией 10–20 мм, который добавляют в пропорции 5,7 частей. Воды используют 0,5–1 часть. Соотношение цемента и песка для садовых дорожек соответствует марке М150.
Пропорции бетона нужно знать, чтобы произвести точный расчет цемента, песка и наполнителя, которые потребуются для приготовления нужного количества бетона.
Толщина бетонной дорожки на даче определяется ее назначением и наличием армирования.
Для бетонирования понадобятся инструменты:
- подборная лопата;
- ведра;
- емкость для замесов раствора или бетономешалка;
- правило или ровная рейка;
- мастерок;
- штукатурная гладилка.

Пропорции бетонных растворов разных марок
Приготовления бетонного раствора для дорожки ↑
Для заливки дорожки из бетона приготовьте раствор вручную или с помощью бетономешалки.
Приготовление бетона с помощью бетономешалки состоит из этапов:
- Включите агрегат. Налейте в бетономешалку воду, оставив 10-15% для последующего добавления. Это упростит дальнейшее перемешивание.
- Засыпьте цемент и подождите одну минуту, затем добавьте песок. Получившуюся песчано-цементную смесь для садовых дорожек перемешивайте в течение 2-3-х минут до образования однородной массы.
- Засыпьте наполнитель и влейте оставшуюся воду. Мешайте цементный раствор до однородности, но не более 7 минут, иначе цемент может начать прихватываться.
- Вылейте полученную массу в тачку или непосредственно в опалубку. Если всю смесь сразу переместить к месту заливки не получается, оставьте бетономешалку с оставшимся раствором включенной.

Бытовая бетономешалка
Если бетономешалки нет, производите замес вручную. Подготовьте старую ванну или глубокое корыто. В них удобно перемешивать раствор.
- При ручном способе приготовления поместите все сыпучие составляющие раствора в лоток для замеса и очень хорошо перемешайте их подборной лопатой.
- Влейте воду и интенсивно перемешивайте. Поддевайте смесь со дна и переворачивайте ее лопатой, не забывая про углы. Размешивайте до получения густой и однородной консистенции. Бетонная масса должна сползать с лопаты медленно и не расслаиваться.

Ручной способ приготовления бетона
Заливка садовой дорожки раствором ↑
После приготовления бетонного раствора залейте дорожку своими руками. Поместите его в подготовленные сегменты опалубки, разделенные перемычками.

Заливка готового раствора в подготовленную опалубку
- Уплотните бетон, протыкая его вертикально мастерком или куском арматуры. Слегка постучите молотком по опалубке, этим вы удалите воздушные пустоты, образующиеся при заливке раствора.
- Выровняйте поверхность правилом или рейкой по уровню установленной опалубки. Двигайте раствор, направляя его к себе и в стороны.
- Чтобы вода могла уходить, сделайте небольшой уклон, достаточно 10 мм на 1 метр ширины.
- Подождите, пока сверху выступит вода, и окончательно загладьте поверхность мастерком или гладилкой.
- Накройте залитую поверхность плотной пленкой, чтобы вода из цементного раствора быстро не испарилась, и бетон не пошел трещинами.
- На следующий день проверьте гладкость ленты, стешите неровности острым инструментом, например, топором.
- Для термических швов после застывания смеси через 1-2 дня осторожно удалите разделительные планки. На место убранной рейки установите термическую прокладку.

Схема дорожки из бетона
- Если заливаемая лента подходит встык к другому бетонному основанию, проложите между ними термическую прокладку и герметизируйте стык, чтобы и дорожка, и другая бетонная конструкция могли деформироваться под воздействием температуры обособленно и не оказывали взаимного давления.
- Пока бетон не полностью схватился, сделайте специальным мастерком поперечный надрез поверхности на глубину в ¼ от ее толщины. Этот шов нужен, чтобы лента не пошла трещинами.

Выравнивание поверхности

Частичная готовность
Чтобы дорожки из бетона в саду смотрелись не как серые тротуары, их можно сделать рельефными с имитацией камня или яркими, окрасив в разные цвета. Эффектно сморится комбинирование материалов, например, сочетание с галькой или газонной травой.

Имитация булыжника

Формирование камня
Пошаговая инструкция по покраске ↑
Окрашивание помогает создать на участке уникальную ландшафтную композицию, но только соблюдение технологий гарантирует результат. Наиболее практичное покрытие получится, если окрасить бетон для садовых дорожек в процессе замеса. Для этого достаточно добавить специальные цветные пигменты, которые не растворяются в воде, не выгорают на солнце и не блекнут под воздействием химических веществ.

Минеральные пигменты
Выбирая, чем покрасить бетонные дорожки, отдавайте предпочтение полиакриловым краскам для внешних работ. Их состав позволяет бетону дышать и не дает влаге разрушать его структуру. Такое покрытие не выгорает на солнце и стойко выдерживает механические воздействия.
Латексные, полиуретановые и полихлорвиниловые составы защищают от разрушения. Масляная краска для не подходит, она впитывается в поры и приводит к трещинам.

Использование форм и пигментов
Если нужно освежить старые конструкции, соблюдайте порядок покраски бетонных дорожек своими руками:
- Перед покраской уберите пыльный и грязевой слой с поверхности. Если вы собираетесь красить дорожку, сделанную в форме плитки, уберите всю траву из швов.
- Если поверхность была ранее покрашена, металлической щеткой сотрите все остатки старой краски и обеспыльте основание.
- Если на поверхности есть сколы и другие повреждения, замажьте их шпатлевкой или герметиком.
- Обезжирьте поверхность ортофосфатным раствором или другими химическими веществами для удаления пятен.
- Обработайте грунтовкой глубокого проникновения в два слоя. Перед тем как наносить второй слой, дождитесь, пока первый высохнет полностью.
- На подготовленное основание нанесите тонкие слои краски с перерывом в 12 часов для полного высыхания.

Грунтовка бетонного основания перед покраской
Особенности окрашивания разными инструментами ↑
Для работы можно выбрать один из инструментов для покраски дорожки:
- кисть;
- валик;
- распылитель.

Покраска с помощью кисти
При покраске кистью вы сможете прокрасить все неровности, но при таком способе остаются полосы от ворса.
Валиком удобно красить ровные поверхности. Не берите инструмент с поролоновой шубкой, он оставляет пузырьки воздуха. Стыки плит прокрасьте кистью.
Если вы решили красить дорожки распылителем, то предварительно потренируйтесь. Если передержать работающий аппарат на одном месте, там образуются потеки и испортят результат. Кроме того, нужно найти расстояние, на котором не получится окраски «в крапинку».

Яркая тропинка в саду
Берегите окрашенное покрытие от песка и подобных абразивных материалов. Мойте проходы из шланга и вытирайте объемной губкой.
Заливка бетонных дорожек своими руками – интересный и несложный процесс. Чтобы сделать красивые аллеи, потребуются немногочисленные доступные материалы и инструменты, а на результат вы будете любоваться долгие годы. Если самостоятельная заливка кажется сложной, то обратитесь к мастерам, они смогут сделать тропинки на участке по вашему желанию и проекту.
teplicnik.ru
1. Для того чтобы сделать бетонную изогнутую дорогу, нам потребуется опалубка из оргалита или пластикового сайдинга, которая может легко гнуться. Их применяют на криволинейных участках дороги, придавая им необходимую форму. | |
2. На том участке, где будет изготавливаться бетонная дорога, необходимо убрать дерн. После произведите выемку грунта, глубиной 15 -20 см. Часть грунта оставьте рядом с траншеей, так как она понадобится нам позже, засыпав пазухи между бетонной дорогой и краем траншеи. | |
3. Подумайте на счет дренажа. Если на данном участке, где будет пролегать дорога, вода имеет тенденцию собираться в лужи, то дорогу лучше всего изготовить с небольшим уклоном в одну сторону, так чтобы вода стекала с нее. | |
4. Изготовьте опалубку, для заливки бетона. Столбы, которые удерживают опалубку, должны оставаться снаружи, так чтобы после заливки бетона, они не пропечатались в самой дороге. Где существуют криволинейные участки, примените вместо досок оргалит или пластиковый сайдинг. | |
5. Так как бетонная дорога будет отливаться с учетом края опалубки, проверьте при помощи доски наличие горизонта. Установите доску на два края противоположных друг от друга опалубки, после чего установите спиртовой уровень. Если одна сторона опалубки выше чем противоположная сторона, то небольшими ударами по столбам, которые скрепляют опалубку, утопите их в землю, тем самым выровняв по горизонту опалубку. | |
6. Произведите утрамбовку грунта по всей территории бедующей дороги. Утрамбовку лучше всего произвести виброплитой. | |
7. После того как вы утрамбовали базовую поверхность траншеи, сделайте настил из гравия, толщиной примерно 10 см. Если вы проживаете в регионе с теплым климатом и на вашей территории преобладают песчаные почвы, то в этом случае можно не применять гравийный слой. Но при наличии других типов почв, они будут расширяться, вступая в контакт с погодными условиями, что приведет к растрескиванию бетона, то в этом случае нужно обязательно сделать гравийный слой. | |
8. Перед тем как произвести заливку бетона, установите арматурную сетку, это позволит бетону не растрескиваться при движении грунтов, особенно в холодном климате. | |
9. Залейте бетон, после чего произведите выравнивание поверхности при помощи провила и полутерка. |
ru-stroyka.com
0 thoughts on “Бетонная дорога своими руками – используемые материалы. Монтаж опалубки и армировка. Заливка бетона и финишная обработка”