Исключение из реестра юридических лиц – Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?
Каковы последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ?
Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ достаточно серьезные, поскольку организация лишается возможности вести деятельность и перестает существовать (ликвидируется). Подробнее о последствиях исключения из реестра для организации, ее участников, кредиторов и иных заинтересованных лиц, читатель узнает, прочитав статью.
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ? Общие последствия
При регистрации организации данные о ней вносятся в реестр юрлиц. Порядок регистрации юридических лиц и их исключения из реестра регламентирован ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129. Из п. 6 ст. 22 ФЗ № 129 следует, что ликвидация компании влечет исключение ее из реестра.
Основное последствие этого в том, что организация перестает существовать, то есть не может больше вести деятельность, не имеет ни прав ни обязанностей. Любые действия исключенной из реестра организации априори признаются не законными, заключенные сделки ничтожными, и т.д.
Необходимо понимать причинно-следственную связь. Последствием ликвидации компании является исключение ее из реестра, а не наоборот. Ликвидация компании осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, добровольно или принудительно. Соответственно последствия для ее участников будут зависеть от того, каким способом ликвидировалась компания.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 61 ГК РФ после того, как компания прекращает существование, ее долги не должны покрываться участниками. Однако из этого правила есть исключение. Участники фирмы несут ответственность при наличии их вины в банкротстве, либо при несвоевременной подаче заявления о банкротстве.
Основания для исключения из реестра. Добровольная и принудительная ликвидация организации с последующим исключением из реестра
Если прекращение деятельности компании производится по инициативе ее участников, в порядке, предусмотренном ст. 62, 63 ГК РФ, то последствия для них исключительно позитивные. Финальным мероприятием по окончании процедуры будет исключение компании из ЕГРЮЛ.
При добровольном исключении из реестра необходимо обратить внимание на то, чтобы имущество, оставшееся на балансе фирмы, а также имущественные права и права требования были распределены в полном объеме. В противном случае, после ликвидации организации, придется в порядке п. 5.2 ст. 64 ГК РФ проводить судебную процедуру распределения оставшегося имущества с назначением судом арбитражного управляющего.
Еще одно основание для ликвидации и исключения фирмы из реестра – банкротство. Когда принимается решение суда о банкротстве, организация не ликвидируется, поскольку начинается финальная стадия ее существования – конкурсное производство. Запись в реестр о ликвидации вносится только по завершении этой стадии и расчета по всем долгам фирмы. В последующем, если будет обнаружено имущество уже после исключения компании из реестра, то оно может быть распределено в судебном порядке, по правилам ст. 64 ГК РФ.
Основания для принудительной ликвидации также прописаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Она осуществляется исключительно в суде. Например, причинами принятия такого решения могут стать существенные нарушения закона со стороны компании, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, не участие в СРО, когда это обязательно, и т.д. В суд могут обратиться как государственные органы, так и участники компании.
Еще организации могут исключаться из реестра по решению налоговой службы, например, если они не ведут деятельность в течение определенного срока, либо сведения о них в реестре признаны недостоверными. Подробнее об этом мы еще поговорим.
Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя (участника)
Последствия исключения из реестра для участников ООО зависят от того, по какому основанию Общество ликвидировано, и имеется ли их вина в этом.
В силу ст. 3 ФЗ “Об обществах…” от 08.02.1998 № 14 ООО не отвечает за долги участников, а участники не отвечают за долги ООО. Но из этого правила есть исключение. Если участник ответственен за банкротство фирмы и виновен в этом, то он отвечает по долгам Общества субсидиарно. Это значит, что если ООО не смогло расчитаться, рассчитывается ее участник.
Кроме этого, участники оплачивают ликвидацию организации, если она сама не может оплатить расходы, если процедура осуществляется через суд, в порядке п. 3 ст. 61 ГК РФ. Ответственность в этом случае солидарная.
Таким образом, при добровольной ликвидации компании ее участники не несут каких-либо расходов, связанных с процедурой и не отвечают по ее долгам. При банкротстве компании и наличии вины участника в том, что ООО обанкротилась, он несет субсидиарную ответственность. При этом, участники оплачивают расходы по ликвидации солидарно. При судебной ликвидации участники не отвечают по ее долгам, но если ООО не может само оплатить процесс ликвидации, оплачивают его солидарно.
Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации
За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.
Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.
Сама компания, как юридическое лицо, не может нести уголовную ответственность. Ее директор, бухгалтер, участники, могут привлекаться по разным составам уголовных преступлений как должностные лица. Аналогичное правило действует и при их привлечении к административной ответственности (ст. 2.4 КоАП РФ).
Можно ли без ведома учредителей исключить организацию из ЕГРЮЛ, и предусмотрена ли ответственность при таком исключении?
Исключение компании из реестра без ведома ее участников вполне возможно, однако только по определенным ст. 21.1 ФЗ № 129 основаниям. В этом случае процедура ликвидации осуществляется по инициативе налоговой службы, которая принимает решение о прекращении деятельности фирмы.
Исключение производится только в том случае, если:
- Организация в течение 1 года не сдает отчетность.
- По счетам компании нет движения средств в течение 1 года.
Приведенные два условия должны иметь место в совокупности, то есть одновременно.
ФНС публикует в печатном издании – «Вестник государственной регистрации» информацию о том, что такая фирма будет ликвидирована, и у заинтересованных лиц есть возможность в течение 3 месяцев подать заявление о прекращении процедуры. Если такое заявление не подано, то компания исключается из реестра. Соответственно, исключение влечет ликвидацию. Какой-либо ответственности участников при проведении приведенной административной процедуры нет. Единственное последствие – ликвидация компании.
Кроме того, в административном порядке ФНС может исключить фирму из реестра в том случае, если в течение полугода ее участники не примут мер по внесению изменений в реестр сведений, признанных в установленном порядке недостоверными.
Еще один вариант, при котором возможно исключение компании из реестра в административном порядке – отсутствие средств на ее ликвидацию и невозможность возложения такой обязанности на учредителей.
Что делать если фирму исключили из ЕГРЮЛ?
Если организация исключена из реестра в по инициативе налоговой, то в течение года с того момента, как участники компании узнали о такой ликвидации, можно обжаловать решение ФНС в суде.
Более того, правом обжалования решения обладают и кредиторы компании. Для них такое право очень важно, поскольку предъявлять исковые требования к ликвидированной компании нельзя. При аннулировании решения о ликвидации кредитор получает право требования взыскания долгов организации.
Участники организации при обнаружении ее имущества имеют право действовать в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Можно подать заявление в суд о распределении такого имущества. В этом случае будет назначен арбитражный управляющий, который и будет заниматься распределением.
Исходя из изложенного, ответ на вопрос, что делать если организацию исключили из ЕГРЮЛ – единственный. Необходимо обжаловать такое решение в суде.
***
Таким образом, исключение фирмы из реестра юрлиц осуществляется на различных основаниях и приводит к разным последствиям.
zakoved.ru
Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ
Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ?
Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом
Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке?
Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ?
Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ?
Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства. Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.
Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.
Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.
Добровольная ликвидация и банкротство
В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры. Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.
При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.
Судебная ликвидация
Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.
Читайте нас в Яндекс.Дзен
Яндекс.ДзенТакже суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.
Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом
Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:
- Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
- Способом ликвидации.
- Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.
Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.
Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.
Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:
Форма ликвидации |
Ответственность учредителей по долгам общества |
Расходы на ликвидацию |
Добровольная ликвидация |
Отсутствует |
За счет имущества ООО |
Банкротство |
Субсидиарная с ООО при наличии вины учредителей в банкротстве |
Солидарно, за счет учредителей |
Судебная ликвидация (пункт 3 статьи 61 ГК РФ) |
Отсутствует |
Солидарно, за счет учредителей при недостаточности имущества ООО |
Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ
В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ). При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.
В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.
Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке?
Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

- Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
- Непроведения банковских операций за тот же период.
В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.
Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.
Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.
Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.
Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ?
Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).
Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.
***
Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.
nsovetnik.ru
Исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ — Предпринимательское право
Исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.
Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.
Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Юридическое лицо, которое
- в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и
- не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету,
признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Решение регистрирующего органа о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее — заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем 3 месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.
Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:
- справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.
Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.
После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).
Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.
Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от 4,5 до 5,5 месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Проблемы практики
Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Как разъясняет Высший Арбитражный суд РФ, исключение юридического лица из единого государственного реестра допускается даже в тех случаях, когда имеется задолженность по налогам и сборам, а также неуплаченным штрафным санкциям, которые обязательно возникнут вследствие непредставления отчетности (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»). Однако эта позиция не разделяется налоговыми органами, которые руководствуются Письмом ФНС РФ от 9 августа 2005 г. № ЧД-6-09/668@, в соответствии с которым из ЕГРЮЛ исключаются только те юридические лица, которые не имеют задолженностей перед бюджетом по обязательным платежам.
Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.
Разночтение вызвано в первую очередь тем, что налоговым органам выделяются достаточно большие денежные средства на проведении процедур банкротства, в то время как суды заинтересованы в снижении количества «банкротных» дел в отношении отсутствующих должников.
Представляется, что в таком «подвешенном состоянии» вопрос об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ будет оставаться до тех пор, пока не будет конкретизировано действующее законодательство.
Необходимо так же урегулировать вопрос о последствиях такого способа прекращения юридического лица как исключение его из единого государственного реестра, поскольку в настоящий момент формально обязательства юридического лица в связи с его исключением из реестра не прекращаются и на этом основании, в частности, налоговые органы отказываются признавать безнадежной задолженность прекратившего деятельность юридического лица, не ликвидированного, но исключенного из реестра.
jurkom74.ru
причины, процедура, последствия :: BusinessMan.ru
Существование любого предприятия прекращается тогда, когда вносится запись о том, что юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ, то есть из Единого государственного реестра юридических лиц. Сейчас на законодательном уровне разрешается проведение подобной процедуры не только по инициативе предприятия, но и на основании вердикта фискальных органов.
Когда осуществляется исключение юридического лица из государственного реестра?
В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и в ГК прямо перечисляются те основания, в связи с которыми предприятие исключается из ЕГРЮЛ:
- добровольная ликвидация организации;
- реорганизация юридического лица, проведенная с помощью разделения, присоединения, выделения или слияния;
- исключение на основании решения уполномоченного органа, если обнаружено, что юридическое лицо — недействующее;
- ликвидация предприятия в принудительном порядке на основании вердикта, вынесенного Арбитражным судом.
Если организация ликвидируется добровольно, то это сопряжено с большим количеством формальностей, необходимостью расчета со всеми кредиторами, включая также бюджетные платежи, формированием бухгалтерского ликвидационного баланса.
Преимущественно налоговой инспекцией инициируется осуществление выездной проверки документов, что может обернуться для организации дополнительным начислением штрафных санкций и налогов.
Условия
Из реестра исключают лицо, которое уже не является действующим. Таким оно признается, если в течение последнего года:
- отчетность по налогам и сборам не предоставлялась;
- операции хотя бы по одному банковскому счету не проводились.
Требуется чтобы эти 2 признака присутствовали одновременно. Если организация только не подает отчетность, но движения по счету осуществляются либо, наоборот, счет замер, но нулевую отчетность фирма сдает — оснований для исключения нет.
С 1 сентября 2017 года добавилось еще 2 случая, когда предприятие может быть исключено:
- Когда ликвидация невозможна по причине отсутствия финансов на необходимые для этого расходы, и невозможно возложить их на учредителей. В ГК РФ эту норму уже закрепили. В законе о регистрации ее недоставало. Подобный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы.
- Если обнаружились в ЕГРЮЛ сведения, которые являются недостоверными, в течение более шести месяцев с момента внесения записи об этом. Это один из способов борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.
Как исключается из ЕГРЮЛ юридическое лицо при реорганизации?
Для того чтобы добровольно «избавиться» от фирмы, не приносящей дохода и не занимающейся хозяйственной деятельностью, существуют альтернативные способы, к которым относятся все разновидности реорганизационных мероприятий.
В процедуре исключения из ЕГРЮЛ посредством реорганизации есть и положительный момент: сравнительно небольшое количество документов, которые требуются для подачи в регистрационные органы. Помимо этого, тот период, на протяжении которого ликвидация организации будет признана завершенной, колеблется в пределах от двух до четырех месяцев.
Как только принимается решение учредителями предприятия о будущей реструктуризации, необходимо получить от учредителей компании-правопреемника ликвидируемой компании официальное согласие. Вердикт о реорганизации и соответствующее уведомление формы С-09-4 должны быть переданы в налоговую службу. При этом в Единый государственный реестр юридических лиц вносят запись о начале процедуры.
На протяжении пяти дней обязанность юридического лица – известить в письменном виде всех кредиторов о предполагаемой ликвидации. Также по закону учредители должны 2 раза опубликовать сведения о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» – специальном журнале. Между объявлениями должен пройти месяц.
Документы для регистрации нового юридического лица
Как только все формальности соблюдены, в регистрационный орган ФНС нужно подать заявление о регистрации нового юридического лица и соответствующие документы:
- договор об учреждении и Устав, то есть учредительные;
- договор между сторонами о выделении, слиянии, присоединении и разделении;
- квитанция о выплате пошлины за то, что регистрируется новое ООО;
- передаточный акт либо разделительный баланс со сведениями о правопреемстве.
После того как проходит 5 дней, предыдущее предприятие ликвидируется и сведения о нем удаляются из ЕГРЮЛ.
Как юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ в принудительном порядке?
ЕГРЮЛ создавался для того, чтобы в нем были зафиксированы достоверные сведения обо всех юридических лицах, которые занимаются хозяйственной и финансовой деятельностью на территории нашей страны. Но на самом деле все получается так, что из-за чрезмерной трудности процедуры ликвидации предприятий в официальном порядке многие владельцы просто бросают компанию, выработавшую свой ресурс.
Именно поэтому в реестре числятся организации, уже давно прекратившие свою деятельность. К подобным предприятиям разрешается применять принудительную меру, то есть осуществить предстоящее исключение из ЕГРЮЛ юридического лица на основании решения налогового органа. Как же распознать такую организацию? В ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» перечисляются все характеристики недействующего юридического лица:
- предприятие не предоставляет отчетность (бухгалтерскую и налоговую) в орган ФНС в течение двенадцати месяцев по месту регистрации;
- отсутствие финансового движения на расчетных счетах предприятия на протяжении последнего календарного года.
Как только каждый квартал истекает, в налоговых структурах формируют список компаний, не сдавших регламентированную отчетность за последние 12 месяцев. Также отдел камеральных проверок направляет запросы в банки по факту совершения в данный календарный период расходных либо приходных операций.
При отсутствии соответсвующих операций за последний год фискальные органы делают справку с перечисляющимися в ней основаниями для дальнейшего исключения из ЕГРЮЛ юридического лица по инициативе налоговой инспекции. Не позже одного дня осуществляется передача документа в подразделение ФНС. Именно оно несет ответственность за государственную регистрацию юридических лиц.
Инспекция на протяжении пяти рабочих дней принимает решение о предстоящем устранении компании из госреестра.
Вместе с тем в «Вестнике государственной регистрации» объявляются сведения о предстоящем исключении предприятия, а также о то, в каком порядке принимаются заявления от кредиторов и других заинтересованных лиц.
Период для возражений
По закону отводится 3 месяца для подачи ходатайств со стороны различных лиц на предполагаемое удаление предприятия из ЕГРЮЛ. Может ли отменить процедуру? В случае если в течение данного периода бывшие сотрудники, кредиторы либо непосредственно учредители компании выразят свое несогласие, то решение об исключении из ЕГРЮЛ не будет принято.
Если заявления или возражения насчет исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, отсутствуют, то организация признается ликвидированной официально.
На протяжении четырех месяцев после первой публикации о готовящемся исключении вносится необходимая запись в госреестр, а сведения об исключении предприятия вносятся в «Вестник государственной регистрации». Это обязательно.
Нужно сказать, что на законных основаниях можно совершить исключение из ЕГРЮЛ компаний, одновременно подпадающие под оба вышеуказанных признака, которые позволяют признать их недействующими. Не имеет значения при этом наличие у предприятия долгов перед бюджетом по сборам и налогам, а также по начисленным за отсутствующую отчетность штрафам.
Взгляд ФНС
С позиции налоговой службы ликвидация предприятия из ЕГРЮЛ осуществляется исключительно в тех случаях, когда у компании нет долгов по обязательным платежам. Именно поэтому фискальные органы, способные решать вопросы об очищении реестра от предприятий, которые не действуют, вместо процедуры исключения из ЕГРЮЛ подают иск о признании банкротом юридического лица.
Арбитражные суды, в свою очередь, рассматривая заявления ФНС, находят все свойства недействующей организации и не принимают иски о банкротстве к рассмотрению. Наличие в налоговом и гражданском законодательстве разночтений требуют регулирования. Это нужно для того, чтобы в ЕГРЮЛ была исключительно актуальная информация о действующих предприятиях.
Законные основания исключения компании
Решение об исключении из ЕГРЮЛ способны обжаловать как учредители, так и другие заинтересованные лица. Делать это разрешается в течение двенадцати месяцев после того, как кредитор либо иной контрагент получит сведения о нарушении собственных прав. Этот период исчисляется с того времени, когда публикуется объявление о ликвидации юр. лица в специальном журнале.
Интересы кредиторов учтены
Законодательная норма, которая позволяет налоговому подразделению останавливать правоспособность юридического лица посредством его исключения, не должна ущемлять интересы кредиторов. В Конституционном суде было принято постановление, на основании которого разрешается пересматривать правила административного исключения организации из ЕГРЮЛ.
Какие последствия могут быть в связи с исключением юридического лица?
Последствия исключения из ЕГРЮЛ административного характера аналогичны тем, что соответствуют ликвидационной процедуре:
- прекращение деятельности компании без правопреемства, то есть без перехода обязанностей и прав к иным лицам;
- задолженность перед кредиторами, имеющаяся у юридического лица, включая также перед бюджетом, погашается имуществом, которое есть у организации, а также в порядке выставленных требований.
Точка невозврата
При отсутствии активов у юридического лица, которые возможно реализовать, чтобы удовлетворить требования кредиторов, его долги перед бюджетом и контрагентами, считаются безнадежными с того момента, как происходит исключение из ЕГРЮЛ.
Однако устранение компании из реестра нельзя рассматривать в качестве легкой возможности ликвидации угаснувшей организации. Подобный подход допускается только для предприятий-однодневок, создававшихся на короткое время. При отсутствии среди руководителей и учредителей реальных физических лиц, к которым возможно предъявление налоговых претензий, то внесудебная ликвидация из ЕГРЮЛ будет безболезненной.
Если же у «бросаемой» организации есть фактические учредители, то процедура устранения не дает им права освобождения от субсидиарной ответственности за задолженность перед различными кредиторами или бюджетом.
Каким образом можно избежать исключения по инициативе налоговой инспекции?
Если руководство и учредители не собираются ликвидировать организацию, а работа приостановлена из-за временных обстоятельств, то может произойти исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Чтобы этого избежать, необходимо принять такие меры, как:
- Не допускать продолжительных пропусков в предоставлении необходимой отчетности. Если сдать в установленный срок нулевые отчеты, это гарантирует то, что предприятие не привлечет внимания инспекции. Организация сможет избежать административного удаления из реестра. Срок исключения из ЕГРЮЛ составляет от 4,5 до 5,5 месяцев с момента внесения юр. лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую/бухгалтерскую отчетность.
- На протяжении двенадцати месяцев необходимо осуществлять хотя бы одну операцию на своем банковском счете. Достаточно внести символическую сумму в виде займа.
Будьте бдительны
Помимо этого, рекомендуется периодически следить за сведениями об интересующих юр. лицах в ЕГРЮЛ. При принятии решения налоговой инспекцией о предстоящем исключении подобная информация будет доступна пользователям, которые в ней заинтересованы. Также налогоплательщик может заявить о своих возражениях относительно административного удаления из системы не только своего предприятия, но и компании, которая является дебитором по отношению к нему.
businessman.ru
Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?
Ликвидация и исключение из единого государственного реестра юридических лиц — синонимы или различные понятия≤ Для того чтобы разобраться в этом, изначально нужно разобраться с терминологией указанной в законодательстве.
Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1].
Каждое юридическое лицо имеет правоспособность, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная запись вносится в нескольких случаях:
— при реорганизации;
— при добровольной ликвидации;
— при принудительной ликвидации;
— при исключении недействующего юридического лица.
Ликвидация, исходя из п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Исключение из ЕГРЮЛ — это также прекращение юридического лица. Оно возможно при соблюдении двух условий, указанных в ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:
1) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
2) в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, юридическое лицо не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету [2].
Если придерживаться точки зрения, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация юридического лица — это равнозначные понятия, возникает множество вопросов.
Одним из таких вопросов является судьба оставшегося у юридического лица имущества после исключения его из ЕГРЮЛ. Вспомним, что при ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссией или ликвидатором составляется ликвидационный баланс, имущество, которое числится в собственности за обществом, распределяется между его учредителями пропорционально их долям.
При исключении юридического лица из ЕГРЮЛ мы не можем прибегнуть к данному способу распределения имущества, так как исходя из норм Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83 — ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» следует иной порядок прекращения юридического лица:
— при наличии одновременно всех признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
— решение о предстоящем исключении публикуется в органах печати в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления;
— заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении;
— если в течение трех месяцев заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в реестр соответствующей записи [3].
Таким образом, мы видим, что законодатель не предусматривает в данной процедуре прекращения юридического лица возможности определить судьбу принадлежащего на праве собственности имущества. Следовательно, можно предположить, что данное имущество, после внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица, можно считать бесхозным. Но так ли это≤
Судебная практика Вологодского областного суда говорит нам обратное:
«Судом установлено, что ООО «Продукты», соучредителями которого являлись О. и В. с принадлежащими им по 1/2 доли уставного капитала (50 %), на праве собственности принадлежало нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м кадастровый номер N…, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно справке N…, составленной 28.04.2011 должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области, у ООО «Продукты»…, зарегистрированное 06.12.2002 за основным государственным регистрационным номером N…, отсутствуют в течение последних 12 месяцев сведения об открытых банковских счетах.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области было принято решение от 29.04.2011 N… о предстоящем исключении недействующего указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с обязательным опубликованием данного решения в органах печати, в котором было указано о праве кредиторов и иных лиц, интересы которых затрагиваются данным решением, направить соответствующие заявления в этот орган по адресу: <адрес>, в срок не позднее трех месяцев со дня опубликования настоящего решения.
На основании указанного решения регистрирующего органа в Единый государственный реестр юридических лиц 23.08.2011 была внесена запись за государственным регистрационным номером N… об исключении сведений об ООО «Продукты» как фактически прекратившее деятельность.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Принимая во внимание, что правоспособность ООО «Продукты» была прекращена не в установленном гражданским законодательством порядке, а на основании решения регистрирующего органа (п. 2 ст. 21.1 вышеуказанного федерального закона), в связи с чем прекращено и право собственности данного юридического лица на нежилое помещение (магазин), судебная коллегия находит исковые требования О. подлежащими удовлетворению.
При определении размера доли, подлежащей выделению в собственность истца, судебная коллегия полагает необходимым применить по аналогии положения п. 2 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которым имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале.
В данном случае О. принадлежала доля в уставном капитале ООО «Продукты» в размере 50 %, следовательно, в собственность истца подлежит выделению 1/2 доля в нежилом помещении (магазин).
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают вышеизложенных выводов, сводятся к неправильному толкованию норм материального права и правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
Исковые требования О. удовлетворить.
Выделить 1/2 доли в имуществе: нежилом помещении — магазине, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N…, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежавшем обществу с ограниченной ответственностью «Продукты».
Признать за О. право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение — магазин, общей площадью 206,8 кв. м, кадастровый номер N…, расположенном по адресу: <адрес>«. [8].
Таким образом, данный вопрос остается открытым, так как судебная практика с противоположным решением так же имеет место быть.
Если же полагать, что исключение из ЕГРЮЛ и ликвидация — это различные понятия, тут тоже не совсем все сходится. Ведь даже Высший Арбитражный Суд РФ в своих разъяснениях путается в терминах [7].
Так, 13 августа 2004 г. в информационном письме «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — Президиум ВАС РФ) поясняет: «По основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо» [5]. А уже 17 января 2006 г. в своих разъяснениях он указывает: «Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом» [6]. Таким образом мы видим, что изначально Президиум ВАС РФ говорит о возможности ликвидации лишь действующих юридических лиц, а далее речь идет о ликвидации недействующего юридического лица.
Для того, чтобы избежать путаницы предлагается законодательно закрепить и разграничить такие понятия, как действующее и недействующее юридическое лицо.
Возвращаясь к вопросу о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ», можно указать Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», в котором говориться, что: «Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией» [4].
Подводя итог, можно сказать, что вопрос о соотношении понятий «ликвидация» и «исключение из ЕГРЮЛ» до сих пор до конца не урегулирован. И хотя Пленум ВАС РФ не однократно давал пояснения по этому вопросу, необходимо законодательно закрепить еще один способ прекращения юридических лиц. А так же дополнить классификацию юридических лиц делением на действующие и недействующие.
Литература:
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431.
3. Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 04.07.2005, № 27, ст. 2722.
4. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 (ред. от 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // «Вестник ВАС РФ», № 2, февраль, 2007.
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 10, 2004.
6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Вестник ВАС РФ», № 4, 2006.
7. Статья: К вопросу об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра (Чарковская Н. И., Красовская А. А.) // «Исполнительное право», 2008, № 1 // СПС «КонсультантПлюс».
8. Апелляционное определение Вологодского областного суда от 24.05.2013 N 33–1851/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): юридическое лицо, Российская Федерация, недействующее юридическое лицо, единый государственный реестр, регистрирующий орган, лицо, предстоящее исключение, нежилое помещение, Гражданский кодекс, РФ.
moluch.ru
ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ РЕЕСТРА НЕДЕЙСТВУЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
С. САРБАШ
С. Сарбаш, кандидат юридических
наук.
Федеральным законом от 2 июля 2005
года N 83-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О государственной
регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» и в
статью 49 Гражданского кодекса Российской
Федерации» (далее — Закон N 83-ФЗ)
устанавливается система норм,
предусматривающая исключение
недействующих юридических лиц из Единого
государственного реестра юридических лиц
(далее — реестр) в административном порядке.
Указанные изменения направлены на
разрешение возникшей в России проблемы
недействующих организаций, которые
значатся в Государственном реестре
юридических лиц, но фактически не
осуществляют никакой деятельности. По
некоторым данным, к моменту вступления в
силу рассматриваемых изменений в
Государственном реестре юридических лиц
насчитывалось более полутора миллиона
таких организаций.
Наличие в Реестре
данных юридических лиц влечет за собой
негативные явления, которые, в частности,
проявляются в том, что соответствующие
государственные органы вынуждены
нерационально осуществлять
контрольно-надзорные функции, отвлекая
силы и средства на проверки деятельности
организаций, которые они обязаны постоянно
проводить в силу требований действующего
законодательства. Кроме того, подобное
положение вещей может приводить к
различным злоупотреблениям с
использованием якобы недействующих
организаций. К тому же эта ситуация влечет
фактическую недостоверность данных
Государственного реестра юридических лиц,
превращает его в свод неактуализированных
данных.
Разрешение указанной проблемы
требует системного, концептуального
пересмотра соответствующего
законодательства, что уже обосновывалось
мною в юридической литературе .
Комментируемые изменения законодательства
— лишь первый шаг в этом направлении.
———————————
См.: Сарбаш С. К
вопросу об отсутствующем должнике //
Хозяйство и право. 2003. N 9. С. 17 — 23.
Государственные органы (главным образом
налоговые) пытались ранее разрешить вопрос
недействующих юридических лиц посредством
предъявления в арбитражные суды исков об их
ликвидации на основании ст. 61 Гражданского
кодекса РФ. Имелись случаи, когда в суд
предъявлялось единовременно несколько
сотен таких исков. Однако данное
направление решения проблемы
недействующих юридических лиц оказалось
неэффективным, и искомая цель вовсе не
достигалась. В тех случаях, когда суды
выносили решения о ликвидации организации,
эти решения не исполнялись, поскольку
участники (учредители) данных организаций
не были заинтересованы в осуществлении
ликвидации, а судебная практика не нашла
эффективных правовых средств к
принудительному исполнению судебного акта.
Кроме того, ликвидация юридического лица
требует определенных расходов, для
покрытия которых в подобных случаях не
находилось источника, поскольку в
подавляющем большинстве случаев
недействующие юридические лица не имели
имущества и каких-либо финансовых
средств.
С принятием Федерального
закона от 8 января 1998 года N 6-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)» для
ликвидации юридических лиц, фактически
прекративших свою деятельность, появился
специальный механизм ликвидации
отсутствующего должника. Однако и он
оказался неэффективным по причине
отсутствия финансирования процедур
банкротства, в том числе вознаграждения
арбитражного управляющего. Федеральный
закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О
несостоятельности (банкротстве)»
предусматривал возможность обращения
государственного уполномоченного органа в
арбитражный суд с заявлением о признании
отсутствующего должника банкротом только
при наличии финансирования. Данное
финансирование было предусмотрено
Постановлением Правительства РФ от 21
октября 2004 года N 573 «О порядке и условиях
финансирования процедур банкротства
отсутствующих должников». Однако и этот
порядок не может быть признан эффективным,
поскольку для актуализации Реестра
посредством процедуры банкротства
отсутствующего должника с учетом сроков
рассмотрения дел и требуемого
финансирования понадобились бы
значительный период времени и большие
затраты бюджетных средств.
Федеральный
закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О
государственной регистрации юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей»
(далее — Закон о госрегистрации) дополнен
новой статьей 21.1, которая предусматривает
порядок исключения юридического лица,
прекратившего свою деятельность, из
Реестра по решению регистрирующего органа.
Закон устанавливает формальные признаки
юридического лица, прекратившего свою
деятельность (недействующего юридического
лица). Таких признаков два: 1)
непредставление документов отчетности,
предусмотренных законодательством о
налогах и сборах и 2) отсутствие операций
хотя бы по одному банковскому счету
организации. При этом данные признаки
должны присутствовать в течение последних
двенадцати месяцев, предшествующих моменту
принятия регистрирующим органом
соответствующего решения, причем
непременно одновременно. Здесь надо иметь в
виду, что в силу специального предписания п.
2 ст. 3 Закона N 83-ФЗ указанный годичный срок
принимается во внимание, даже если его
течение началось до вступления в силу
данного Закона. Иными словами, если
организация не представляла в течение года
отчетность и не совершала операций хотя бы
по одному банковскому счету в период,
предшествующий вступлению в силу
названного Закона, она также может быть
признана недействующим юридическим лицом,
даже если указанный срок истек к моменту
вступления в силу этого Закона.
Если
юридическое лицо не представляет
соответствующие документы отчетности, но
совершает операции хотя бы по одному
банковскому счету, оно не может считаться
недействующим. Точно так же, если
организация не осуществляет операции ни по
одному банковскому счету, но представляет
документы отчетности, она не может
рассматриваться как недействующая. В то же
время осуществление какой-либо
деятельности при наличии приведенных двух
признаков не препятствует отнесению
юридического лица к недействующим.
Организации, отвечающие указанным
признакам, относятся к юридическим лицам,
фактически прекратившим свою деятельность,
то есть к недействующим юридическим лицам,
и могут быть исключены из Единого
государственного реестра в
административном порядке, предусмотренном
Законом N 83-ФЗ.
Закон не ограничивает по
субъектному составу круг юридических лиц,
которые могут быть исключены из Реестра на
том основании, что они недействующие.
Несмотря на то что комментируемая система
норм касается исключения из Реестра лиц,
значащихся в данном Реестре, она в силу
специального правила п. 3 ст. 3 Закона N 83-ФЗ
распространяется и на те организации,
которые в нарушение требований п. 3 ст. 26
Закона о госрегистрации не подали
соответствующих сведений регистрирующему
органу и в силу этого не числятся в Реестре.
Таким образом, данные положения подлежат
применению к любым юридическим лицам
независимо от того, когда и на основании
какого законодательства они были
зарегистрированы. Кроме того,
рассматриваемая система исключения
юридических лиц из Реестра
распространяется на основании прямого
предписания п. 3 ст. 26 Закона о
госрегистрации на организации, допустившие
нарушение требований данной нормы.
Закон оставляет в стороне случаи
особенностей отношений, связанных с
наличием судебного дела о ликвидации или
несостоятельности юридического лица. В
связи с этим возникает вопрос о возможности
исключения юридического лица из Реестра по
специальным правилам, предусмотренным
Законом о госрегистрации в этих
обстоятельствах. Поскольку Закон не
устанавливает каких-либо ограничений,
наличие судебного дела о ликвидации или
банкротстве не препятствует исключению
недействующего юридического лица из
Реестра. Однако при этом, как и в других
случаях, кредитор или иное
заинтересованное лицо вправе посредством
направления соответствующего заявления
юридически заблокировать действия
регистрирующего органа по исключению
организации из Реестра.
Исключение
недействующего юридического лица из
Реестра не представляет собой
одномоментного акта регистрирующего
органа. Такое исключение выступает в виде
упорядоченного и регламентированного
процесса, состоящего из ряда
последовательных действий.
Первый этап
состоит в выявлении регистрирующим органом
признаков недействующего юридического
лица и реализуется в текущей деятельности
данного органа, осуществляемой в рамках его
компетенции и согласно соответствующим
нормативным документам, которые не должны
противоречить закону.
Второй этап
выражается в принятии регистрирующим
органом решения о предстоящем исключении
юридического лица из Единого
государственного реестра (п. 2 ст. 21.1 Закона
о госрегистрации). Данное решение
представляет собой индивидуально-правовой
акт, хотя может одновременно относиться и к
нескольким организациям. Оно подлежит
публикации в органах печати, в которых
публикуются данные о государственной
регистрации юридического лица, в течение
трех дней с момента его принятия. Помимо
самого решения публикации подлежат
сведения о порядке и сроках направления
заявлений недействующим юридическим лицом,
кредиторами или иными лицами, чьи права и
законные интересы затрагиваются таким
исключением. Эти сведения должны также
включать указание адреса, по которому могут
быть направлены упомянутые заявления (п. 3
ст. 21.1 Закона). Названные публикации
осуществляются в журнале «Вестник
государственной регистрации». Порядок и
сроки направления заявлений не должны
препятствовать реализации заявителями
своих прав по направлению заявлений. Так,
срок направления заявлений не может быть
короче установленного Законом
трехмесячного срока. Указание порядка и
сроков направления заявлений, как
представляется, необходимо для
информирования потенциальных заявителей,
что позволит последним, не обращаясь к
тексту Закона, получить необходимую
информацию для реализации своих прав.
Третий этап заключается в получении
регистрирующим органом указанных
заявлений и продолжается три месяца со дня
опубликования решения о предстоящем
исключении. Соответственно кредиторы и
иные третьи лица, чьи права и законные
интересы затрагиваются исключением
юридического лица из Реестра, в течение
трех месяцев вправе направить упомянутые
заявления. Закон не устанавливает
какой-либо формы таких заявлений, а равно
требований к их содержанию. Однако по
смыслу Закона о госрегистрации ясно, что
заявление должно быть письменным,
поскольку оно подлежит направлению по
указанному в публикации адресу. В
заявлении, как представляется, следует
привести данные о заявителе и наименование
недействующего юридического лица, а также
указать права и законные интересы, которые
могут быть затронуты исключением
юридического лица из Реестра. Законом
предусмотрено, что в случае направления
заявлений решение об исключении
недействующего юридического лица из
Реестра не принимается и такое юридическое
лицо может быть ликвидировано в
установленном гражданским
законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1
Закона). Следует заметить, что такое решение
не должно приниматься и при наличии хотя бы
одного заявления от соответствующего лица.
Кроме того, несмотря на то что Закон
оперирует понятием «направление заявлений»,
очевидно, что воспрепятствование принятию
решения об исключении может оказать лишь
полученное по установленному адресу
заявление. Поэтому заявителям следует
обеспечить получение регистрирующим
органом данного заявления и
соответствующий риск его неполучения
ложится на заявителя.
Статус
заявителей установлен Законом о
госрегистрации таким образом, что
потенциально охватывает максимально
широкий круг лиц. Это позволяет принимать
во внимание права и законные интересы
различных субъектов и не допускать их
нарушения. Здесь прямо называются
кредиторы, что позволяет любому из них
предотвратить исключение должника из
Реестра. Хотя законодатель не предусмотрел
изменение Гражданского кодекса РФ в части
положений о прекращении обязательств (ст.
419), очевидно, что обязательство
прекращается не только ликвидацией
юридического лица, но и его исключением из
Реестра юридических лиц, поскольку
согласно изменениям, внесенным в ст. 49
Кодекса, правоспособность юридического
лица возникает в момент его создания и
прекращается в момент внесения записи о его
исключении из Единого государственного
реестра юридических лиц.
Заявление
может быть подано любым кредитором
(гражданином, юридическим лицом,
публично-правовым образованием) независимо
от оснований возникновения обязательства
должника. При этом, поскольку Закон не
устанавливает никаких ограничений,
заявление может подать и такой кредитор,
который пропустил срок исковой давности
для принудительной защиты своего права, ибо
такое лицо также является кредитором, а
пропуск срока исковой давности не влечет
прекращения обязательства. Думается, что
нет никаких препятствий для подачи
заявления такими кредиторами, которые
помимо исключаемого из Реестра
юридического лица — должника могут обратить
свое требование к иным лицам (поручителю,
другому должнику при солидарном
обязательстве и т.п.). Равным образом
обладают таким правом и кредиторы по
требованиям о возмещении вреда,
причиненного жизни и здоровью, и др., хотя
законодательство может предусматривать
возложение исполнения обязательства
исключаемого из Реестра юридического лица
на другое лицо (ст. 419 ГК РФ). Соответствующее
заявление может быть подано не только
кредитором по гражданско-правовому
обязательству, но и государственным
органом, осуществляющим публично-правовые
функции. Исключение юридического лица из
Единого государственного реестра может
затрагивать права и интересы
непосредственно связанных с этой
организацией лиц — учредителей (участников),
работников, поэтому они также вправе
направить заявление для юридического
блокирования исключения юридического лица
из Реестра.
Четвертый этап заключается
непосредственно в исключении
недействующего юридического лица из
Единого государственного реестра
юридических лиц регистрирующим органом (п. 7
ст. 22 Закона о госрегистрации). Об
исключении юридического лица в упомянутом
Реестре делается соответствующая запись,
которая согласно подп. «и» п. 1 ст. 5 Закона
относится к элементу содержания Единого
государственного реестра юридических лиц.
Закон предусматривает возможность
обжаловать исключение юридического лица из
Реестра в течение года со дня, когда
кредитор или иное лицо, чьи права и законные
интересы затронуты таким исключением,
узнали или должны были узнать о нарушении
своих прав (п. 8 ст. 22). Согласно п. 9 ст. 22
Закона споры, возникающие в связи с
исключением недействующего юридического
лица из Единого государственного реестра
юридических лиц, рассматриваются
арбитражными судами в соответствии с
Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Таким образом, Законом установлена
специальная подведомственность
рассмотрения споров, которые разрешаются
арбитражными судами, причем независимо от
субъектного состава сторон спора (ст. 33 АПК
РФ). Это означает, что гражданин,
СУДЬБА ПРАВ АРЕНДАТОРА »
Комментарии к законам »
www.lawmix.ru
порядок, основания, практика применения — Право на vc.ru
ФНС России на своем официальном сайте 28 июня 2018 года разместило информацию о том, что более 240 тыс. недействующих компаний исключены из Единого государственного реестра юридических лиц с начала 2018 года. В реестр внесено 150 тысяч записей о недостоверности данных о компаниях, что является сигналом для контролирующих органов и потенциальных партнеров.
Данная статистика, а также анализ источников ее формирования заставляет задуматься о том, что работа фискальных органов по снижению количества недействующих юридических лиц в ЕГРЮЛ может затронуть и добросовестные компании.
С 1 сентября 2017 года законодательно добавлены два основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Таким образом, с указанного периода юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ при наличии одного из следующих оснований:
— юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету;
— наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;
— невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников).
Порядок исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с положениями статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Такие заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренный статьей 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, применяется также в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи
Таким образом, в целях минимизации рисков быть исключенным из ЕГРЮЛ целесообразно использовать следующий алгоритм действий:
1. Запросить выписку из ЕГРЮЛ на сайте egrul.nalog.ru.
2. Обратить внимание на раздел выписки «Сведения о состоянии юридического лица», в котором Вы можете встретить формулировку: «регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ».
3. Проверить достоверность сведений о публикации решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» на сайте vestnik-gosreg.ru.
4. Если не истек трехмесячный срок с момента опубликования решения о предстоящем исключении, необходимо подать в регистрирующую налоговую в Вашем регионе возражения по форме № Р38001 (приведена в приложении № 2 к приказу ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@), с указанием обстоятельств, на которых основано возражение. Особенностью данной формы является тот факт, что она не заверяется нотариально.
5. По истечению 5 рабочих дней налоговая вносит запись в ЕГРЮЛ, в графе причина внесения указывая следующее: «представление заявления лицом, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ».
6. Это означает что Вы успешно предотвратили исключение компании из ЕГРЮЛ.
В случае, если компанию уже исключили из ЕГРЮЛ, необходимо запускать механизм обжалования данного решения.
В течение 3 месяцев с момента получения решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, подается жалоба в вышестоящий орган на решение налоговой инспекции (Управление Федеральной налоговой службы).
Однако, складывающаяся практика рассмотрения таких жалоб свидетельствует о том, что вышестоящие регистрирующие органы пока не склонны отменять решения об исключении недействующих компаний.
Более перспективным, в этой связи, представляется обжалование названного решения в судебном порядке (срок для обжалования 1 год). При обжаловании решения налогового органа в суде, следует обратить внимание на позицию Конституционного суда Российской Федерации:
— «применение нормы об исключении недействующих юр. лиц рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса , является ли организация действующей. Непредставление юр. лицом налоговой отчетности в течение 12 месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юр. лица из ЕГРЮЛ». (Постановление Конституционного суда РФ от 03.12.2011 № 26-П).
Таким образом, установленные налоговым органом обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако сами по себе не могут служить правомерной причиной для исключения, фактически действующего юр. лица из реестра.
Неблагоприятным последствием исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ выступает запрет в течении 3 лет быть участником и (или) руководителем любого юридического лица.
Особое значение имеет вопрос о судьбе имущества, оставшегося на балансе исключенной компании. С момента исключения компании из реестра ее правоспособность прекращается, имущество общества оказывается в «подвешенном» состоянии. Имущество приобретает признаки бесхозяйного,установить права, на которое можно только опять-таки в судебном порядке.
В целом следует отметить, что складывающаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды в большинстве случаев встают на сторону юридических лиц, их участников и признают недействительной запись об исключении недействующего юр. лица из ЕГРЮЛ.
Автор: специалист направления практики по спорам с государственными органами, юрисконсульт Юридического центра «Статус-Кво» Соловьёв Сергей Александрович.
Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Написатьvc.ru
0 thoughts on “Исключение из реестра юридических лиц – Ликвидация юридического лица и исключение юридического лица из единого государственного реестра — синонимы или различные понятия?”